В условиях современного общества встаёт вопрос о формировании личности ребёнка на основенравственных и эстетических идеалов личности, способной ощущать свою принадлежность к родному народу, что, в последующем, станет основой для воспитания патриотизма и гражданственности. В настоящее время наблюдается устойчивый интерес в современном обществек народной культуре и её локальным особенностям.
Содержание национального образования определяется наличием в педагогическом процессе национальных компонентов, действующих на основе государственных образовательных стандартов. Исходя из этого педагоги могут активно внедрять историко-краеведческое направление в быт и деятельность детского сада, создавая свои собственные экспозиции.
Мини-музей есть у нас в детском саду в каждой группе. Он представляет собой источник передачи культурных традиций, демонстрирует органическую связь форм хозяйства со средой обитания, обусловленностью народной культуры хозяйственно-географическим компонентом.
Мини-музей позволяет решать следующие воспитательные задачи:
-
местному населению относиться с любовью к собственной культуре
-
пришлому населению относиться с уважением к чужой культуре
-
решать (проблемы) вопросы экологического воспитания, т.е. бережного отношения к природной среде обитания.
Проведение занятий с использованием возможностей мини-музея позволяет расширить представления детей о хозяйственных занятиях и бытовых условиях жизни народа, создать особую эмоциональную обстановку радостного «поля» познаний.
Мини-музей может представлять небольшую выставку с различными предметами. Это, может быть, как выставка-экспозиция одного предмета (ложка, костюм или часть костюма, часы, игрушка, орнамент, орудие труда, национальный сказочный герой, орнамент), так и тематическая – «Известные люди Республики Коми», «Сказочные герои», «Предприятия РК», «Заповедники и заказники РК», «Животные и растения РК занесённые в «красную книгу», «Традиционные ремёсла народа РК» и т.д.
Экспозиции в мини-музее необходимо менять не реже одного раза в месяц и использовать в работе с детьми.
Организация работы с детьми
При организации занятий по краеведению следует задействоватьнаглядно-образное мышление детей и использовать все виды коммуникации (зрительная, вербальная, тактильная). Подготовительная работа направлена на создание атмосферы праздника, встречи с прошлым. Антураж музейной выставки способствует развитию воображения у детей. Рассказ педагога предоставляет возможность узнать, увидеть и поиграть предметом старины. Это усиливает процесс запоминания материала.
Создание зон детской активности, где ребёнок может покачать куклу в зыбке (люльке), посидеть за прялкой, потрогать посуду - позволяет узнать мир через активное действие, а не пассивное видение.
Музейные экспонаты позволяют использовать следующие принципы работы с детьми:
- достоверности (исторический подлинник)
- эмоциональности (за счёт фольклорного материала)
- эвристики (умение ребёнком может определить функцию старинного предмета)
- экологичности (особенность северной архитектурыпредопределена природно- климатическим фактором, а деревянная утварь-условиями проживания в лесной зоне).
- двуязычия (определение предмета на коми и русском языках).
Формы, методы и приёмы работы с детьми с использованием мини-музея
-
занятие-экскурсия (10-12 чел.) может проводить не только воспитатель, но и ребёнок старшей группы, или родитель (если это частная коллекция);
-
интегрированное занятие (рассматривание и рисование) ;
-
беседы;
-
празднично-развлекательные программы с этно-тематикой;
-
фольклорные концерты и театрализованные представления;
-
тематические встречи с носителями коми языка и мастерами декоративно-прикладного искусства;
-
кружковая работа;
-
ролевые, дидактические, настольные, подвижные игры;
-
работа с картами и рабочими тетрадями;
-
использование фольклорного материала в качестве компонента народной педагогики (считалки, пословицы, поговорки, загадки, песни, игры.) ;
-
использование яркой наглядности (фотоматериалы, иллюстрации) ;
-
включение в ход занятий художественно-литературного материала.
Принцип тематического планирования
-
От простого к сложному (пызан- стол- мебель; пачь- печка- устройство- функции);
-
От общего к конкретному («Мой город» – «Столица» – «Улицы города рассказывают» – «Достопримечательности» и т.д.);
-
Занятия объединённые общей тематикой например: «Рождество»;
-
Сезонность (тема «Традиционные занятия коми в зимнее время»);
-
Историческая правдивость и закономерность (история первого поселения в устье Сысолы).
Совместные формы работы с родителями в рамкахработы мини-музея
Семья оказывает сильное воздействие на формирование личности ребенка, поэтому необходимо придерживаться принципов взаимодействия и сотрудничества, при организации работы по приобщению детей к истокам народной культуры. Возможные формы работы совместно с родителями:
-
кружковая (для детей и родителей в вечернее время изготовление поделок т.д.);
-
совместные проекты на разные темы;
-
посещение музеев и выставок в городе в выходные дни;
-
выпуск газет о совместной деятельности;
-
изготовление альбомов, гербариев, макетов.
Благодаря совместной деятельности складываются доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями. В нашем детском саду мини-музеи имеют в основном этнографическое направление, но это не обязательное условие.
Таким образом мини-музей, выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе возможности обучения, образования и воспитания для всестороннего развития личности ребёнка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат