Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Орфографические нормы в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку". Работа №19304

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Орфографические нормы в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Работа:

Орфографические нормы в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

 

 

Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать пути, свои методики, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Итоговая аттестация в формате ЕГЭ – это проверка эффективности учебной деятельности обучающихся. И мы, учителя, готовимся к этому серьёзному мероприятию вместе с учениками, ищем эффективные способы подготовки к его успешному преодолению. Чем раньше учитель начнёт подготовку к экзамену, тем выше будет результат.  Главная задача учителя –учить  учиться, сделать  так, чтобы  учащиеся  умели и  хотели самостоятельно добывать знания.

     Несомненно, основная нагрузка по подготовке к итоговой аттестации начнётся в выпускных классах, но работу необходимо организовать с 5 класса. Изучение орфограмм в школьном курсе приходится на 5-7 классы, поэтому целесообразно вести с обучающимися в этот период справочники, в которых представлены таблицы с типами орфограмм. Системная работа по выявлению орфограмм, обозначению и их объяснению в дальнейшем поможет успешно справиться с заданиями ЕГЭ (в настоящее время задания 8-14). В 8-9 классах большее внимание будет уделено синтаксису простого и сложного предложения. В 10-11 классах необходимо не только повторить правила русского языка, но и уделить внимание культуре речи, стилистике и другим аспекам языка.
    Задания КИМ различаются по форме и уровню трудности, который определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний.
  С разделом «Орфография» ЕГЭ связаны задания 8-14.
         По демоверсии 2018 года, в задании 9 нужно найти чередующуюся гласную корня. Чтобы выполнить это задание верно, нужно хорошо знать классификацию корней вообще, знать способ правильного написания в том или ином случае.
      В задании 10 нужно найти слова, в которых пропущена одна и та же буква. Задание проверяет знание целого ряда орфограмм:
1) приставки с неизменяемым составом (сделать, пошёл);
2) приставки с беглой гласной О (предоставить);
3) приставки, заканчивающиеся на /-С (испечь, разбежался);
4) приставки ПРЕ-, ПРИ- (предобрый, прилететь);
5) гласные Ы/И после приставок (отыскать, поиграл);
6) употребление разделительных Ь и Ъ (скамья, трехъярусный).
         Задание 11 проверяет знания в области правописания суффиксов, кроме н и нн.
    В задании 12 нужно выписать слово, в котором пропущена буква. Чтобы не сделать ошибки при выполнении данного задания, необходимо повторить орфограмму «Правописание окончаний и суффиксов глаголов и причастий».
        Традиционно трудное для выполнения задание 13 диагностирует навыки правописания слов с частицей НЕ (НИ). Сложность задания связана с незнанием частей речи и вытекающим из этого неумением применить правило, регулирующее верное написание.
        В задании 14 нужно найти выделенные слова, которые пишутся слитно (сначала, потому). Это задание, пожалуй, является самым трудным из орфографического блока (9-15). Чтобы обезопасить себя от ошибки, выпускник должен не только выучить правила, но и научиться разграничивать производные союзы и омонимичные словосочетания.  То есть без знания частей речи не обойтись, поэтому необходимо повторить и морфологию.
       Задание 15 предполагает проверку правописания суффиксов -/-НН-. В данном случае нужно выписать все цифры, на месте которых нужно написать -НН- (украшеННыми, позолочеННым).  Ошибки в задании 15, как правило,  связаны с неразличением прилагательных и причастий, правописание которых регулируют различные правила
    Следует обратить внимание на следующие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении заданий экзаменационной работы в формате ЕГЭ из блока «Орфография».
     Для успешного выполнения заданий 9-15 требуется умение проводить морфемный, фонетический, морфологический, лексический анализ слова. И хотя уровень выполнения орфографических заданий выше, чем других из школьного курса, что объясняется сформированностью орфографических навыков. При этом следует отметить, что задания 9-15 проверяют состояние орфографических умений, а не практическую грамотность, в основе которой лежат автоматизированные навыки письма. Уровень практической орфографической грамотности невысок, что подтверждает анализ написания сочинения. Наиболее частотные ошибки связаны с усвоением следующих тем: «Правописание корней», «Правописание приставок», «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи», «Слитно-дефисно-раздельное написание слов».
      Орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения всего строя речи учащегося, в результате овладения всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения. Именно этот аспект преподавания русского языка недооценивается учителями. В центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии: ученик правило знает, а применить не умеет. Эта проблема связана с нарушением одного из основных законов психолингвистики – закона взаимосвязи и взаимозависимости всех видов речевой деятельности в процессе их совершенствования.
      Формирование орфографической грамотности происходит поэтапно путём длительных тренировок. Чтобы объяснить причины снижения орфографической грамотности, необходимо понять, что же это такое.         Определимся с понятием «орфографическая грамотность».
       Орфографическая грамотность – это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом.
          Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:

изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики,

морфемики

, морфологии и синтаксиса;

сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);

структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).

         Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке.
        Правила орфографии в своих формулировках опираются на умения различать сильную и слабую позицию гласных и согласных (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные), делить слово на слоги и морфемы (правила переноса), определять морфемный состав слова и его частеречную принадлежность (о и ё в разных типах морфем разных частей речи, правописание важнейших приставок и суффиксов слов разных частей речи и другие правила), определять наличие или отсутствие у слова зависимых слов (н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, написание не со словами разных частей речи) и т.д.
        Часто приходится слышать о том, что ученик знает правило, но не может его применить. Дело в том, что эти знания необходимо обратить в навыки. Для того чтобы обучить ученика грамотному письму, необходимо определить орфографический минимум правил и слов, в который может войти не более 3-4 тысяч слов.
         Критерии отбора слов в этот минимум:
а) употребительность (в языке вообще и в речи учащихся данного возраста);
б) устойчивость ошибок в этих словах.
       Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе правила, не могут совпадать по времени. Создается противоречие между знанием формулировки правила и неумением безошибочно написать слова на данное правило, между изученным орфографическим материалом и теми орфограммами, которые фактически употребляет ученик при письме.
       По наблюдению методистов и психологов, умственные способности обучающихся  более старших классов занижены: школьники усваивают большой объем информации лишь до 8 класса. После этого наблюдается спад. Отсюда напрашивается вывод: как же у детей школьного возраста развивать орфографическую зоркость?
      Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения  орфографическими  нормами. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания  орфографической   зоркости  является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. Систематическая и целенаправленная работа по выявлению орфограмм в словах, выявление её признаков и умение аргументированно её объяснять - задача, которая должна решаться на каждом уроке при изучении орфографических тем. Задача учителя -  найти наиболее эффективную методику применительно для определенного контингента учащихся.
        При подборе дидактического материала для специальных орфографических упражнений необходимо учитывать различия в отдельных этапах применения орфографических правил. Рассмотрим эти различия и покажем, какую умственную работу должен проделать учащийся в ходе применения орфографических правил.
          Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:
- обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
- установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
- решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).
        Задача первого этапа - опознать орфограмму, задача второго этапа ыбрать нужное правило, задача третьего этапа - применить правило к данному конкретному случаю. Таковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.
        При определении системы орфографических упражнений учитывается не только характер умственной работы учащихся по применению орфографических правил, но и особенности орфограмм, подлежащих изучению (варианты орфограммы). Вариант орфограммы - это разновидность орфограммы, находящейся в своеобразных семантических, фонетических или грамматических условиях, вызывающих трудности в применении соответствующего орфографического правила. Например, варианты орфограммы “Буквы з и с на конце приставок”.
           Варианты орфограммы, имеющие семантические особенности.
1. Слова с корнями вет-, -свет-: рассвет, расцвет (учащиеся смешивают слова с указанными корнями).
Варианты орфограммы, имеющие фонетические особенности.
2. Слова, корни которых начинаются с ц: бесцветный, расценить и т. п. (аффрикату [ц] учащиеся нередко считают звонким согласным).
3. Слова с приставкой без-, в которых первый согласный корня оглушается под влиянием следующего согласного: безвкусица, безвкусный и под. (приставка без- пишется перед корнем, в начале которого слышится глухой согласный [ф]).
Варианты орфограммы, имеющие морфологические особенности.
4. Слова с приставкой на с, которые могут употребляться с приставкой с-: растаять - стаять (учащиеся в словах типа растаять пишут сс, мотивируя это следующим образом: Расстаять”, пишется два с: есть слово “стаять”).
5. Слова с приставкой бес-, которые соотносительны с однокоренными словами, употребляющимися с предлогом без: бесплановый - без плана, беспричинный - без причины и под.
Таковы варианты одной и той же орфограммы.

  В формулировке заданий экзаменационного текста не указывается тип орфограммы, поэтому учащимся предстоит самим определить, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться, выбирая ту или иную букву или способ написания слов. Опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности - это далеко не одно и то же. "Понятие, правило не переходит сразу из головы учителя в голову ученика",-писал в свое время В.П. Шереметевский. Иногда навык отрабатывается путем проб и ошибок, но при этом ученики не получают ясного представления о том, какие операции должны быть произведены при применении орфографического правила. Значит, центр тяжести должен быть перемещен с усвоения, заучивания правил в плоскость их применения. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и учитель должен дать ему ориентир, компас, рекомендации, инструкции по применению правила. Иногда это опорная схема, приемы-секреты, а чаще всего - алгоритм. Большим подспорьем для решения этих задач становится работа с таблицей.

Например, правила правописания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, являются достаточно трудными.

Для отработки навыка написания Н и НН в суффиксах прилагательных можно предложить следующие виды работ:

1. Правописание в прилагательных

-Н-

-НН-

юг-южный

лето-летний

вечер-вечерний

лимон-лимонный

туман-туманный

длина-длинный

-АН-, -ЯН-

кожа-кожаный

песок-песчаный

земля-земляной

глина-глиняный

деревянный

оловянный

стеклянный (исключения)

-ИН-

-ЕНН-, -ОНН-

лебедь-лебединый

зверь-звериный

письмо-письменный

листва-лиственный

станция-станционный

агитация-агитационный

2. Диктовку на прилагательные, образованные от существительных: длинная дорога, ветреный день, серебряная посуда, мужественный поступок, оловянная ложка (исключение), объясняются правила правописания.

Прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов без приставок, если они несовершенного вида. В таких прилагательных пишется одна буква Н в суффиксе. Например, Варить (глагол несовершенного вида) - вареная картошка; Квасить (глагол несовершенного вида) - квашеная капуста. Не влияет на написание и приставка НЕ: невареная картошка, неквашеная капуста, негашеная известь. Если же форма образована от глаголов совершенного вида, то это причастие. Решить (глагол совершенного вида) - решенная задача, бросить (глагол совершенного вида) - брошенная лодка.

Теперь построим "цепочку", показывающую способ образования причастий: вареная картошка - сваренный суп (приставка причастия С) сделало слово причастием, в котором пишется НН).

Для закрепления правил предлагается упражнение с заданием вставить пропущенные буквы, установить зависимость написания Н и НН от того, к какой части речи относится слово (используется проектор).

1. Краше..ные полы, выкраше..ые полы, крашен..ые масляной краской полы, некрашен..ые полы. 2. Мороже..ная рыба, немороже..ная рыба, свежезамороже..ная рыба. 3. Вяза..ная кофта, невяза..ная кофта, вяза..ная по журналу кофта, связа..ная новым способом кофта.

Делаем вывод: прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся с Н. Добавление приставки или зависимого слова указывает на причастие, которое в полной форме пишется с НН.

Продолжение темы. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами -ова, -ева (-ёва) - пишутся с НН. Асфальтированная дорога, маринованные огурцы, как и причастия, образованные от глаголов совершенного вида (но кованый, жеваный и т.д.)

Продолжением темы следующего урока является правописание Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Цель урока: Знать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных, образованных от глаголов. После повторения пройденной темы, работы с карточками приступаем к новой теме.

Запись на доске и в тетрадях. Отправленное (полное) письмо - письмо отправлено (краткое). Напечатанная (полное) книга - книга напечатана (краткое). Вывод: в кратких причастиях пишется одно Н.

Правило-помощникЧтобы отличить краткие причастия от кратких прилагательных, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное - другим прилагательным. Например: Враги окружены. Полная форма - окруженные (враги), заменяем глаголом: враги, которых окружили. Следовательно, окружены - краткое причастие в котором пишется Н. Дорога пустынна - пустынная дорога. Деревья зелены - зеленые деревья. Это прилагательные. Их можно заменить. Вывод: В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько их в полных. Запись с объяснением, почему пишется одно или два Н.

Бригада организованна (прилагательное) и дружна.

Собрание хорошо организовано (причастие).

В наше время люди достаточно образованны (прилагательное).

Все комиссии уже образованы (причастие).

Все эти правила можно зафиксировать в таблицу и брать за основу при выполнении тестов.

-Н-

-НН-

1) Если нет приставок (кроме НЕ), суффикса -ова (-ева) и пояснительных слов:

крашеный пол

раненый боец

Исключения: медленный

желанный

священный

неслыханный

нежданный и др.

2) В кратких страдательных причастиях:

боец ранен

изложение написано

1) При наличии приставки (кроме НЕ-)

накрашенная

пораженный

сломанный

Исключения: смышлёный

посажёный

названый

2) При наличии пояснительных слов:

крашенный ими пол

раненный пулей боец

3) В словах на -ованный (-еванный)

маринова..ый

арестова..ый

Исключения: жеваный

кованый

Образованные от глаголов совершенного вида:

купленный

решенный

Следовательно, при выполнении тестовых заданий следует руководствоваться следующим ходом работы:

Внимательно прочитать все четыре предложенные объяснения орфограмм;

Проверить, верно ли указаны части речи, к которым принадлежат данные слова;

Уточнить, верно ли обозначена в этих словах морфема с орфограммой;

Прочитать предложенные объяснения орфограмм.

Варианты тестовых заданий на данные правила:

Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

слома..ая

тка..ый серебром

выкраше..ый

кова..ый

ветре..ый

понто..ый

увенча..ый

радиацио..ый

В каком примере пишется -?

маши..ый ряд

гаше..ая известь

поноше..ый костюм

книга купле..а

дочь очень начита..а

книга прочита..а

экскурсио..ый автобус

замороже..ые фрукты

 

скоше..ая трава

эта поездка рискова..а

плете..ая корзина

стекля..ая ваза

В каких примерах пишется Н-?

1. Девушка взволнова..а случившимся.

2. Волосы подкраше..ы.

3. Маринова..ые грбы.

4. Плете..ая мебель.

1. Недочеты обнаруже..ы.

2. Шерстя..ое одеяло.

3. Вяза..ый крючком шарф.

4. Кова..ый сундук.

1. Ржа..ое поле.

2. Нарисова..ый акварелью.

3. Соле..ый огурец.

4. Девочка румя..а.

1. Плете..ое кресло.

2. Ржа..ая мука.

3. Спица слома..а.

4. Погаше..ый свет.

1. Лошадь привяза..а.

2. Серый неноше..ый костюм.

3. Прочита..ые книги.

4. Серебря..ая ложка.

1. Прессова..ое изделие.

2. Незва..ый визитер.

3. Лебеди..ый пух.

4. Вещь прода..а.

1. Комиссия созда..а.

2. Непроше..ый гость.

3. Дважды стира..ая куртка.

4. Полотня..ая ткань.

1. Ю..ое создание.

2. Взволнова..ый посетитель.

3. Книги прочита..ы.

4. Крупные моче..ые яблоки.

1. Работа выполне..а.

2. Песча..ый берег.

3. Дорожная плете..ая корзина.

4. Соломе..ая шляпа.

1. Реше..ый вопрос.

2. Приказа..о отойти.

3. В вяза..ой тапочке.

4. Пута..ая речь.

1. Она чем-то встревоже..а.

2. Некраше..ый пол.

3. Зва..ый ужин.

4. Варе..ый в кастрюле.

 

В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило "В суффиксе полного причастия пишется НН"?

клятве

е

заверение адвоката

искаже

й

текст стихотворения

чай подавали в

гранё

х

стаканах

окно было

завеше

темной тканью

На этапе развития практических умений упражнения разных видов позволяют овладевать искусством грамотного письма с учетом учебных затруднений. Детям, которые испытывают затруднения на этапе опознания орфограммы или пунктограммы, необходимо начинать работу с упражнений, развивающих умение фиксировать опознавательные признаки: найти в данном тексте изученные орфограммы; подобрать слова с той же орфограммой; сгруппировать орфограммы; списать текст с пропуском тех букв, правильное написание которых затрудняет. Так воспитывается орфографическая зоркость у самых слабых учащихся.

Ученики с недостаточно развитыми умениями квалифицировать и дифференцировать орфограммы и пунктограммы выполняет упражнения, направленные на преодоление этих затруднений: выборочно распределительная работа, различные виды диктантов, "орфографические разминки" и т.п.

Часто дети, показывающие уверенные знания при выполнении специальных упражнений, допускают ошибки в сочинениях, изложениях и других творческих работах, когда их внимание обращено прежде всего на создание теста, а не на грамотное его оформление. А ведь именно свободное письмо является, в конечном счете, целью освоения норм правописания. Поэтому необходимо завершать изучение каждой темы серией упражнений, связанных с изучаемым и повторяемым материалом, объединенных общей темой высказывания и реализуемой задачей по развитию речи: сочинения по опорным словам, восстановительный диктант, свободный диктант, изложение с творческим заданием и т.п.

Положительный результат дает не разнообразие упражнений как таковое, а целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его развития. В выборе упражнения не может быть произвола. Процесс становления навыка требует времени, многократных повторений и этапности. Учитель должен помнить о целесообразной последовательности как важнейшем требовании к подбору упражнений.

На основе своего педагогического опыта каждый учитель может строить такую систему орфографических упражнений, приемов, которые помогут достичь поставленные цели - повысить орфографическую грамотность учащихся. Следовательно, успешное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку.

Прокопьева Е.П.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Намская СОШ №1 им И.С.Гаврильева»

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×