Автор: Ширко Наталья Николаевна
МБДОУ д/с «Теремок»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО.
Каждый год увеличивается количество дорожно-транспортных средств и всё больше появляются неутешительные сводки о ДТП, где страдают наши дети. Дети очень много времени проводят на улице, во дворе без присмотра. И поэтому обеспечение и сохранность здоровья детей в дошкольном возрасте зависит не только от родителей, но и педагогов дошкольного учреждения, т.к. знакомить наших деток с правилами дорожного движения и формировать с навыки правильного поведения на дорогах необходимо начинать с раннего дошкольного возраста. В практику дошкольных учреждений 21 века вошли программы по основам безопасностям жизнедеятельности детей направленные на формирование у воспитанников навыков правильного поведения в различных ситуациях на улицах города и в самом транспорте.
Детский сад «Теремок» работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы», где в разделе «Безопасность» прослеживается последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни.
В своей практике по формированию безопасности детей дошкольного возраста на дороге использую рекомендации раздела «Работа воспитателя» методического пособия Т. Ф. Саулиной «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». В соответствии с программными требованиями провожу увлекательные занятия в игровой и доступной форме с индивидуальным подходом для каждого ребёнка, знакомлю с правилами дорожного движения и формирую навыки дисциплинированного пешехода, не допуская перегрузки детей излишней информацией и при этом учитываю состояние здоровья и настроения ребят.
Работая ежегодно с детьми одного возраста, с 2 до 4 лет, организованную образовательную деятельность строю следующим образом:
по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
, да
ю
своим воспитанникам
представления о различных видах транспорта через рассматривании картин по теме
ПДД
(«моя улица», «транспорт», «дети и дорога», «игры возле дороги» и т.д.), просмотр видеофильмов
: «Финли», «Приключение говорящий автобусов»,
«
Азбука безопасности со
смешариками
» и т.д.
, наблюдение на экскурсиях: «Движение на улице возле садика», «Перекресток», «Машины», чтение и разучивание стихотворений: «Транспорт»
И.Гурина
., «Авария»
Л.Рашковский
., «Шуршат по дороге»
К.Чалиев
и т.д. , чтение рассказов
: «Дошкольникам о транспорте и технике»
У.Алябьева
, «Новичок на прогулке»
Г.Балл
, «Всё начиналось с колеса» детская библиотека
и т.д.
.
по развитию элементарных математических представлений
знаком
лю
с понятиями
«левое, правое, параллельная сторона и др.», т.е. ориентиру
ю
в окружающем пространстве. Также привлека
ю
детей
к составлению планов, схем участка, дороги
, через организованные дидактические игры или просто чер
ез развлекательные мероприятия
«На остров за сокровищем», «Поможем зайчатам добраться до дому»
по изобразительной деятельности дошкольников уч
у
рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспортов, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
по трудовому воспитанию дети изготавливают атрибуты для игр (машины, бинокли, флажки
, макеты улиц, дорожные знаки
и т.д.)
В группе оформля
ем
уголки по ПДД своими силами и привлека
ем
родителей
через групповые проекты
«Улица на которой я живу», «Светофор-лучший друг человека», «Я и автомобили»;
оформля
ю
выставки
детских поделок и совместных со взрослыми по данной теме
- «Главный на дороге», «Любимый транспорт», «Лучший дорожный знак» и т.д.
п
о физическому воспитанию
совместно с инструктором по физическому воспитанию
развива
ем
координацию движения и ориентировку в пространстве; формиру
ем
навык езды на велосипеде по прямой, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокатах
, организуя спортивные эстафеты, спортивные марафоны «Где катаются дети на велосипедах?», «Автошкола» и т.д.
по музыкальному воспитанию дошколята с удовольствием принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, представ
лениях, развлечениях на тему ПДД – «В мире правил дорожного движения», «Незнайка и светофор» и т.д.
Таким образом расширяю у дошкольников первоначальные представления о правилах дорожного движения на улицах города. Моим помощником является методический кабинет, где подобрана красочная и информационная литература, учебно-иллюстративный материал, картины, плакаты, дидактические игры и многое другое по обучению детей правилам дорожного движения.
Как показывает практика, обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи, улице. Так как семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Поэтому в работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма включены все участники образовательного процесса, как дети, так и их родители. Взрослые принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях «Каждый должен знать о проезжей части», «Мы за дисциплину на дороге» «Кто прав, кто виноват» и т.д.. Родители воспитанников также знакомят детей с адресом проживания, учат, как безошибочно добраться от дома до детского сада. Взрослые имеют представление о том, что должен знать ребёнок в его возрасте о правилах дорожного движения, через рекомендации или консультации полученные в детском саду: «Яркая одежда защитит малыша», «Каждый должен знать – «Зебра» - лучший переход», «Кататься и играть около дороги опасно!» и т.д.. А так же закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждения дорожных ситуаций, наблюдения и личного примера.
Также серьёзное внимание уделяю вопросу по развитию развивающей среды, условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада. Детям для сюжетно ролевых игр на территории детского сада оформлены разметки по дорожному движению «зебра», где они на практике закрепляют правила ПДД, а на прогулочной площадке располагаются макеты автомобилей, грузовика и т.д., также практикую выносной игровой материал (светофоры, жезлы, дорожные знаки и т.д.). Для эффективного использования территории детского сада совмещены авто площадка с физкультурной площадкой, где оборудованы стоянки для самокатов, велосипедов, педальных машин.
Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности, чтобы избежать травматизма.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат