Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, анализирует особенности развития самостоятельности в этом возрасте.
Ключевые слова: исследовательская самостоятельность, инициатива, формирование, развитие, ребенок старшего дошкольного возраста, проектная деятельность.
Введение. Современный мир динамичен и быстро меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять познавательную активность и исследовательскую самостоятельность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования.
Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании такой актуальной на сегодняшний день проблемы в дошкольной педагогике, как развитие самостоятельности. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где важная роль принадлежит развитию и поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В педагогике под самостоятельностью в целом, понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.
Под понятием исследовательская самостоятельность детей дошкольного возраста следует понимать самостоятельность, которая может проявляться в процессе исследования какой либо проблемы. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Исследовательская самостоятельность при своем развитии в старшем дошкольном возрасте способствует становлению так называемой субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, и тем самым обеспечивает готовность ребенка к школе. Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития самостоятельности детей: развитие мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (JI.M. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, M.JI. Семенова), формирование продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим его миром (C. Римашевская, О.В. Афанасьева), появление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (JI.A. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника в целом и совершенствования его самостоятельности в частности.
Задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности необходимо начинать решать именно в дошкольном детстве. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества. Своевременное развитие такого качества, как исследовательская самостоятельность расширяет возможности познания мира, общения, создает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Одним из средств развития самостоятельности старших дошкольников может выступать проектная деятельность.
В настоящее время в детских садах широко используют данный вид деятельности. Проектная деятельность дает ребенку такие важные качества, как: возможность экспериментировать, систематизировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, но, главное – развивать исследовательскую самостоятельность. Это активный метод образовательной деятельности с использованием современных разработок и методик, а также новых интеграционных технологий.
Проектная деятельность непосредственно способствует формированию у старших дошкольников умения планировать и самостоятельно принимать решения поставленной проблемы. Дает им возможность для развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения логическим путем, обобщения и умения делать выводы и умозаключения, влияет на развитие творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных навыков и рефлексивных способностей, которые являются основными составляющими успешной личности.
Внедрение в практику технологии проектной деятельности, позволяет, прежде всего, изменить стиль работы педагога с детьми: повышает детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, помогает становиться увереннее в своих силах, успешно адаптироваться к школьному обучению, вовлекает родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Сам проект в детском саду, как правило, ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольника, которую ребенок должен выполнить в течение определенного времени. Такая форма организации исследовательской деятельности дошкольника предполагает, прежде всего, решение обозначенной проблемы, с применением разнообразных методов, приемов, средств обучения; обеспечивает разностороннюю интеграцию знаний детей. Ребенок старшего дошкольного возраста сам может планировать свое время, выбирать тему и предмет для исследования. Основная задача педагога при этом заключается в поощрении и деликатном направлении, а также поддержке самостоятельности и инициативы ребенка.
Выводы. Задача развития свободной творческой и самостоятельной личности ребёнка в детском саду довольно успешно реализуется через проектную деятельность, содержание которой определяется необходимостью развития самостоятельности детей. Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не определены.
Правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что проектная деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Список литературы
1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез Москва, 2008.
2. Мирджалилова С.С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы // Молодой ученый. — 2012. — №11 — С. 458-459.
3. Шоймова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. — №6. — С. 831-834.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014, 32 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат