УДК 34
Проблемы борьбы с экологической преступностью
Ибрахим Сибэль Мухамад С
студентка юридического факультета
Кубанский государственный аграрный
университет им. И. Т. Трубилина
г. Краснодар, Россия e-mail: griganygaa@mail.ru
Медведев Сергей Сергеевич
кандидат юридических наук
кафедры уголовного права
Кубанский государственный аграрный
университет им. И. Т. Трубилина
г. Краснодар, Россия
Аннотация
В данной статье рассматривается преступления в сфере экологии, приводится определение термина «экологическая преступление», перечисляются главные причины их возникновения. Автор описывает новые виды преступлений, вызывающие негативные последствия экологического характера, а также особенности борьбы с экологической преступностью. В конце работы делается вывод, приводятся рассуждения о способах эффективной борьбы с данной категорией преступлений.
Ключевые слова: экологическое преступление, экологический контроль, экологическое законодательство.
Problems of combating environmental crime
Ibrahim Sibel Muhamad S
student of the Faculty of Law
Kuban State Agrarian University
Krasnodar, Russia e-mail: griganygaa@mail.ru
Medvedev Sergey Sergeevich
Candidate of Law
Department of Criminal Law
Kuban State Agrarian University
Krasnodar, Russia
Abstract
This article discusses environmental crimes, provides a definition of the term “environmental crime”, lists the main causes of their occurrence. The author describes new types of crimes that cause negative consequences of an environmental nature, as well as features of the fight against environmental crime. At the end of the work, a conclusion is made, arguments are given on ways to effectively combat this category of crimes.
Key words: environmental crime, environmental control, environmental legislation.
Экологическое преступление – относительно массовое социально-правовое явление, которое предусмотрено УК РФ и КоАП РФ, за противоправное использование природных объектов, природной среды и нерациональное использование природных ресурсов, включая негативное воздействие на экологическую безопасность личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
На сегодняшний день реальная угроза от экологических преступлений и правонарушений предельно остро проявляется:
– в катастрофическом ухудшении качества окружающей среды, ведущем к снижению продолжительности жизни, повышенной смертности, увеличению заболеваемости, различным мутациям генофонда населения;
– в возникновении зон экологического неблагополучия, например, таких как, Чернобыльской, Аральской и т.д.;
– в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);
– в ухудшении качества пресной воды, воздушного бассейна планеты;
– в распространении радиоактивного загрязнения и опасном изменении климата;
– в опасном загрязнении продуктов питания.
Статистика экологических правонарушений в 2017 году выросла на 3,6%.[1]За 11 месяцев было зарегистрировано более 22 тыс. случаев нарушений закона. Хотя ранее Генпрокуратура сообщала о снижении количества экологических преступлений за последние семь лет (2009–2016) с 46 до 23 тыс.[2]
Из-за высокого уровня латентности состояние экологической преступности оценивается только по количеству зарегистрированных правонарушений. Статистика правонарушений в России в области экологии фиксирует лишь верхушку айсберга. По мнению экспертов, невидимая часть превышает показатели в 7–8 раз. Должного эффекта не дают и меры по возмещению ущерба. Сумма убытков по завершенным делам в 2016–2017 гг. превысила 500 млн. руб. Взыскать удалось всего 20%.[3]
В январе - сентябре 2018 года зарегистрировано 17,8 тыс. экологических преступлений, что на 1,0% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.[4]
Официальная статистика экологических преступлений показывает, что привлекаются к уголовной ответственности в основном те, кто совершает уголовно-наказуемый захват природных ресурсов, при этом стоит отметить, что статистика экологических преступлений отражает ничтожную долю фактически совершаемых уголовно наказуемых посягательств на природную среду, общественные отношения по ее охране.
Диспропорции между реальным положением дел в экологической сфере и состоянием борьбы с экологической преступностью с каждым годом проявляются все ярче и ярче.
Невысокое количество выявляемых экологических преступлений, а в последние годы даже их сокращение являются следствием слабого государственного экологического контроля и охраны природных ресурсов, дефектности экологического законодательства, практически всеобщей общественной апатии к нарушителям закона и высочайшей латентности.
Статистические данные по экологическим преступлениям также не отражают реальное состояние проблемы: в официальных отчетах находит отражение ничтожная доля фактически совершаемых уголовно наказуемых посягательств на природную среду, общественных отношений по ее охране. Статистические показатели не соответствуют реальному положению дел, поэтому их анализ является, по сути, малорезультативным. В лучшем случае он может дать какое-то представление о направленности усилий по выявлению и пресечению некоторых экологических правонарушений, не более. Экологические преступления совершаются как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих преступления умышленно, характерны:
1. эгоизм, пренебрежение природоохранного законодательства;
2. неудовлетворительная профессиональная подготовка;
3. неоправданная жестокость и др.
Экологические преступления по неосторожности совершаются лицами, которым свойственны легкомыслие, пренебрежение законами, социальная пассивность, чувство вседозволенности и бесконтрольности и др.
Именно по этим причинам широкий масштаб в структуре экологических преступлений на протяжении многих лет большую часть составляют нарушения в виде браконьерства: правил рыболовства (35–45%), незаконная охота (25–35%), а также нарушения лесного законодательства (8–10%).[5]
Совершающие эти преступления лица, потеряв законные источники заработка в результате экономических трудностей, часто идут на это от безысходности. Однако наиболее распространенными причинами экологических преступлений для этой категории лиц являются те, которые присущи для совершающих преступления по корыстным мотивам (незаконная порубка леса, отстрел редких животных, незаконный рыбный промысел) и даже из-за хулиганских побуждений (поджоги леса).
В условиях перехода к рыночным отношениям опасность последствий этих видов преступлений постоянно возрастает. В настоящее время наблюдается возрастание новых видов преступлений, которые вызывают еще больше негативных последствий экологического характера, к таким можно отнести:
1. хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов;
2. нелегальное использование добытого минерального сырья, ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России;
3. экологическая контрабанда и иные.
Некоторые виды экологических правонарушений остаются практически вне сферы правового воздействия.
Именно данное обстоятельство требует проводить анализ любого вида экологической преступности на основе системы взаимосвязанных методов, статистического анализа, экспертных оценок, документального анализа и пр.
Особенности борьбы с экологической преступностью состоит в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в Российской Федерации.
Правоохранительные органы сами не могут владеть в полном объеме необходимыми силами и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (Минприроды, Гос-комсанэпиднадзора, Роскомзема. Роскомвода, МЧС и др).
Борьба с экологическими преступлениями ведется в рамках законов, определенных им подзаконных документов. В них подробно излагается алгоритм операций, направленных на устранение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение мер экологической безопасности. Они устанавливают порядок передачи материалов об определенных фактах с признаками экологического преступления в органы милиции и прокуратуры.
Один из значимых обстоятельств увеличения повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями является непрерывное усовершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В данном направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями.
Положительным является и то положение, что УК РФ в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления.
Введение в законную силу Федерального закона «Об экологической экспертизе» позволило заложить законные предпосылки для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью, ранее не предусматривавшие мер по предотвращению экологической преступности, стали в последние десятилетия финансировать и обеспечивать соответствующее направление правоохранительной деятельности.
Укреплению правовой базы борьбы с экологической преступностью содействуют также государственные научно-технические программы, предусматривающие задачи по правовому обеспечению решения различных экологических проблем. Например, разрабатывались такого рода программы под условными названиями «Охрана здоровья населения России», «Экологическая безопасность России».
К сожалению, некоторые виды экологических правонарушений, а особенно преступлений, по сей день остаются вне сферы правового воздействия, но борьба с экологической преступностью не стоит на месте. Для решения проблем, описанных в данной статье, а также повышения эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению экологических преступлений должен предусматриваться комплексный характер взаимодействия природоохранных, правоохранительных, контрольных органов и общественных организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также граждан и иных лиц, выполнющих предупредительные функции.
Литература
1. Машкина Т.С., Степанова К.В. «Научное обеспечение агропромышленного комплекса». Сборник статей по материалам XI Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 80-летию со дня образования Краснодарского края. А.Г.Кощаев,2017. С. 624-625
2. Правовая статистика. Савюк Л.К. М.: 2004. — 588 с.
3. Драчук М.А. Административный способ возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением // Вестник Омского университета. Серия "Право". Омск: Изд-во ОмГУ, 2007, № 4 (13). С. 109
4. Дубовик О.Л. Реформирование законодательства об административной и уголовной ответственности за нарушения экологического законодательства: итоги, тенденции и задачи // Материалы круглого стола "Правовое обеспечение экологической безопасности в субъектах Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 19-33
5.Зубарев С.Н., Нестеркин А.А., Нестеркин Н.А. Ответственность за экологические преступления // Актуальные проблемы гражданского и экологического права. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых (19 мая 2006 г.). С. 95-98
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат