Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Осокина Ирина Александровна, Иванова Лидия Владимировна
ГКОУ ЛО «Ефимовская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения подростков с нарушением интеллекта может проводиться различными методами по следующим направлениям:
1. Игра.
2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением подростка и его ближайшим окружением).
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа — уход за больными, стариками и пр.).
5. Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.
При проведении коррекции часто возникают сложности, главные из которых таковы:
- Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессию даже у специалистов, тем более что общество уже и так признает их хулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.
- Агрессивное поведение подростков нередко рассматривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведение у подростка закрепляется как установившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрессию в основном вне дома, или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.
- Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что жесткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправлению поведения.
Кроме того, коррекционную работу затрудняет и то, что в большинстве лечебных, учебных и исправительных учреждений выдвигается множество ограничений и требований. Конечно, в переполненных учреждениях установление жестких правил и норм невольно необходимо, но их соблюдение укрепляет главным образом внешний контроль, а внутренний только ослабляет. Дети усваивают, что они должны делать только то, что им говорят, да и то формально, зато могут уклониться от всякой ответственности за свое поведение. Поэтому ограничения должны быть разумно уменьшены. Но уже оставшиеся ограничения следует соблюдать четко и последовательно.
С целью проведения коррекционной работы нами были отобраны и систематизированы игры и упражнения, направленные на снижение агрессии у подростков с нарушением интеллекта, которые использовались в процессе внеклассной работы с подростками в количестве семи занятий. Каждое занятие имело своё название, цель, конечный результат. Большинство учащихся активно влились в работу группы, проявляли интерес, внимание. Научились анализировать свои чувства, эмоции, говорить о своих проблемах поведения и сообща решать их. Игры и упражнения носили игровой, соревновательный характер, поэтому воспринимались положительно.
Представим далее программу коррекции агрессивного поведения подростков, предназначенную для снижения уровня агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
Цель программы: снижение уровня агрессивности.
Задачи:
1. Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры.
2. Сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
3. Формировать мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию.
Тематический план занятий.
1. «Давайте жить дружно!» 3 упражнения.
2. «Я среди людей» 3 упражнения.
3. «Учимся взаимодействовать» 3 упражнения.
4. «Снимаем агрессию» 3 упражнения.
5. «Выражаем гнев, не причиняя вреда другим» 3 упражнения.
6. «Учимся снимать напряжение» 4 упражнения.
7. «Итоговое» 3 упражнения
Систематизировав основные игры и упражнения для снятия агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта в комплексные занятия, мы можем сказать о том, что они могут оказать помощь педагогам, психологам в работе с агрессивными подростками, использоваться во внеклассное время, на уроках, воспитательных часах. Помогут в решении проблем поведения подростков в коллективе, в общении друг с другом и взрослыми, а также позволят снизить уровень подростковой агрессивности.
Рассмотрев условия коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, можно сделать вывод о том, что коррекционно-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками в образовательном учреждении может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат