Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Классный руководитель. Работа №19524

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Классный руководитель
Работа:

Классный руководитель


"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат." В.А . Сухомлинский

Индивидуальные формы взаимодействия педагога с родителями школьников

1. Значение и многообразие индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.

2. Сущность и специфика индивидуальных форм взаимодействия педагога с родителями.

3. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.

1.Значение и многообразие индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями школьников Традиционно выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов, классного руководителя с родителями школьников .


 

Значение индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.

Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам взаимодействия.

Основная задача профессионального взаимодействия педагога с родителями в индивидуальной работе – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности школьника.

Преимущество этой работы: находясь наедине с классным руководителем, учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях.






Виды индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями:
-индивидуальная педагогическая беседа,
- беседа-это совместный поиск проблемы,
- беседа - разговор по душам,
- индивидуальная педагогическая консультация,
- телефонное консультирование,
- консультация - размышление,
- посещение семей,
- индивидуальные поручения,
- переписка, информационные стенды.
2. Сущность и специфика индивидуальных форм взаимодействия педагога с родителями школьников. Индивидуальная педагогическая беседа.
Основные задачи:

• получение дополнительных сведений об ученике, • оперативное разрешение возникающих проблем в поведении, взаимоотношениях ученика, его успеваемости,

• корректировка взаимоотношений детей и родителей,

• разрешение возникающих недоразумений между учителем и родителями.

-Целесообразно пригласить родителей учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одарённость в области искусства, чтобы помочь в создании условий для развития интересов детей.

- Беседы с родителями могут оказать помощь педагогу в том, чтобы найти правильный подход к школьнику.

- НЕ следует практиковать проведение бесед только тогда, когда ученик в чём-то провинился. - Результаты беседы НЕ должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет.
- НЕ следует беседовать с родителями в присутствии ребёнка, если не уверены, что похвала или осуждение их сына или дочери воспримутся правильно.
Беседа - совместный поиск проблемы.


Основное требование – полная откровенность обеих сторон.
Прежде всего необходимо:
-определить, достаточно ли информации у каждой стороны для анализа сложившейся ситуации и выявления проблемы;
-проанализировать, действительно ли это проблема;
-уточнить: какими должны быть результаты решения проблемы; возможно, что-то упускается в рассуждениях;
-осмыслить, являются ли высказанные идеи подходящими для решения;
- есть ли более удачный вариант решения?
- Каков он?

Беседа - разговор по душам Психологическим условием успешного проведения является внимательность, проникновенность, неторопливость межличностного взаимодействия педагога и родителей.

Индивидуальные консультации Могут проводиться:

-1) по инициативе педагога;

причины для приглашения родителей на консультацию: результаты наблюдений учителя за учеником, показавшие имеющиеся у него проблемы, или инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией;

2)по просьбе родителей;

в основном, в экстренных случаях: неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Виды консультирования родителей

Методическое консультирование- обсуждение вопросов, касающихся освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.

Психологическое консультирование – обсуждение вопросов, связанных с индивидуальными особенностями ребёнка .

Подготовка и проведение консультаций и бесед
День и время консультации и беседы должны быть обсуждены заранее и удобны для обеих сторон.
Следует точно сформулировать цель консультации, обосновать её актуальность; определить основные направления содержания беседы.
Важно создать доверительные отношения.
В процессе консультирования и бесед родителям надо предоставить возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
В ходе консультации или беседы родители должны получить чёткие рекомендации и предложения.













Телефонное консультирование:


стараться объективно и безошибочно понять услышанную информацию; давать советы в рекомендательном варианте, а не в оценочном. Консультация-размышление – можно проводить по технологии «Развитие критического мышления».

Первая стадия –

«Вызов»:

выделение проблемы, описание её сути. Формулировка проблемы в общем виде, а затем в виде конкретного вопроса. Вторая стадия – «Осмысление»:

генерирование вариантов решения проблемы, выбор лучших вариантов. Разработка плана осуществления своего решения. Третья стадия «Рефлексия»:

размышление и обобщение того, что узнали родители по данной проблеме, осмысление избранных вариантов её решения.

«Рефлексия» – размышление и обобщение того, что узнали родители по выявленной проблеме. Вопросы для родителей:

-Задумывались ли Вы раньше над этими вопросами и проблемой в целом?

-Возможно ли её возникновение в результате Ваших просчётов?

-Что особенно взволновало Вас?

-Что для Вас является наиболее важным в решении выявленной проблемы?

-Почему именно эти способы решения проблемы Вы считаете необходимыми?

-Какое эмоциональное состояние испытывали Вы, анализируя создавшуюся ситуацию и продумывая способы её разрешения?

-Заставила ли Вас проделанная работа задуматься более глубоко о воспитании своего сына?

-Что полезного для себя извлекли Вы из проделанной работы?
Индивидуальное педагогическое поручение . Определяя педагогическое поручения, следует исходить из интересов родителей и их возможностей, стремиться постепенно вовлечь в работу с классом всех родителей.

Виды педагогических поручений:

-поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю;

-поручения, связанные с проведением внеурочной деятельности школьников;

-поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей: выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвующих в жизни школы, советы и пожелания в воспитании детей, поздравление с праздниками .

Информационное табло для родителей







•Служба помощи

• Это интересно знать!

• Картотека совместных дел учащихся и родителей

• А у нас в семье…

-Приглашаем!

-Поздравляем!

- Благодарим!

•Рекомендации и разработки.
3. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.

Требования к организации диагностического изучения семьи:

•соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией;

•для детального изучения проблемы необходимо использовать различные виды и методы диагностики;

•диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. •выявленные в ходе диагностики проблемы предполагают коррекционные действия классного руководителя по проблемам.

•диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Методы психолого-педагогической диагностики

-Наблюдение

-Диагностическая беседа

-Интервьюирование

-Анкетирование

-Тестирование

-Методика неоконченного предложения

-Изучение материалов детского творчества и творчества родителей

-Изучение школьной документации

-Метод обобщения независимых характеристик

Наблюдение – можно осуществлять за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Необходимо продумать цель и план наблюдения. Диагностическая беседа помогает выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка, проникнуть вглубь проблемы, понять мотивы поступка. Подготовка к беседе: определение цели и содержания беседы:

-целевые вопросы, направленные на решение поставленных задач,

-«поддерживающие» вопросы, способствующие установлению контакта и поддержанию непринуждённой обстановки.

Способы регистрации ответов в ходе беседы должны быть незаметны для собеседника.

Интервьюирование – это вербальный обмен информацией лицом к лицу, где интервьюер получает информацию или выражение мнений от другого человека; применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения многих родителей по одному или нескольким вопросам одновременно.

Составленный заранее вопросник включает:

- лаконичные и конкретные вопросы,

-место для протоколирования ответов, которые записываются в вопросник только в процессе опроса.

Анкетирование – письменный опрос по определённой схеме, позволяющий учителю одновременно получить массовую информацию, узнать интересы, пожелания, мнения родителей по ряду вопросов.

Анализируя анкеты, учитель может сравнить данные предыдущих лет, увидеть тенденции в развитии школьников.

Виды вопросов анкеты

Закрытые вопросы - содержат полный набор вариантов ответов; опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением.

Открытые вопросы- респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ, руководствуясь только собственными представлениями.

Полузакрытые вопросы предусматривают варианты ответов: «трудно сказать»,

«затрудняюсь ответить»,

или ответить по-своему в строке «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место.

Прямые вопросы задаются в личной форме и позволяют получить прямую информацию, вопрос и ответ совпадают по смыслу:

«Считаете ли Вы целесообразным участие Вашего ребёнка в школьных предметных олимпиадах? Почему?»

Косвенные вопросы позволяют высказаться с позиций группы, коллектива, информация получается не прямо, а посредством серии вопросов:

«Принято считать, что… . А как думаете Вы?»

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики:


-тест «Мои отношения»,

- тест-опросник диагностики волевых качеств личности,

-тематический тест-рисунок и другие.

- Метод неоконченных предложений предполагает высказывание определённого суждения по конкретному незавершённому вопросу с обозначением своего отношения к его сути:

-«Если мой ребёнок сказал неправду…»,

-«Хорошая жизнь – это…»,

- «Если я в чём-то не соглашаюсь со своим ребёнком…».

Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы: Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или

-«Как определить, хороший ли наш ребёнок?» Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, особенно, если это неблагополучная семья: учитель беседует с родителями, с представителями общественных организаций, где родители работают, с представителями родительского комитета класса, сопоставляет их ответы.


Виды диагностики семьи

Предварительная диагностика -проводится в начальных классах и продолжается в течение всех последующих лет обучения в школе;

необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеурочной работы.

Оперативная диагностика- необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, учителя и учащихся, родителей и педагогов.

Итоговая диагностика- проводится в конце учебного года по результатам участия детей в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.

 




 



 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×