Классный руководитель
"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат." В.А . Сухомлинский
Индивидуальные формы взаимодействия педагога с родителями школьников
1. Значение и многообразие индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.
2. Сущность и специфика индивидуальных форм взаимодействия педагога с родителями.
3. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.
1.Значение и многообразие индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями школьников Традиционно выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов, классного руководителя с родителями школьников .
Значение индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.
Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам взаимодействия.
Основная задача профессионального взаимодействия педагога с родителями в индивидуальной работе – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности школьника.
Преимущество этой работы: находясь наедине с классным руководителем, учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях.
Виды индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя с родителями:
-индивидуальная педагогическая беседа,
- беседа-это совместный поиск проблемы,
- беседа - разговор по душам,
- индивидуальная педагогическая консультация,
- телефонное консультирование,
- консультация - размышление,
- посещение семей,
- индивидуальные поручения,
- переписка, информационные стенды.
2. Сущность и специфика индивидуальных форм взаимодействия педагога с родителями школьников. Индивидуальная педагогическая беседа.
Основные задачи:
• получение дополнительных сведений об ученике, • оперативное разрешение возникающих проблем в поведении, взаимоотношениях ученика, его успеваемости,
• корректировка взаимоотношений детей и родителей,
• разрешение возникающих недоразумений между учителем и родителями.
-Целесообразно пригласить родителей учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одарённость в области искусства, чтобы помочь в создании условий для развития интересов детей.
- Беседы с родителями могут оказать помощь педагогу в том, чтобы найти правильный подход к школьнику.
- НЕ следует практиковать проведение бесед только тогда, когда ученик в чём-то провинился. - Результаты беседы НЕ должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет.
- НЕ следует беседовать с родителями в присутствии ребёнка, если не уверены, что похвала или осуждение их сына или дочери воспримутся правильно.
Беседа - совместный поиск проблемы.
Основное требование – полная откровенность обеих сторон.
Прежде всего необходимо:
-определить, достаточно ли информации у каждой стороны для анализа сложившейся ситуации и выявления проблемы;
-проанализировать, действительно ли это проблема;
-уточнить: какими должны быть результаты решения проблемы; возможно, что-то упускается в рассуждениях;
-осмыслить, являются ли высказанные идеи подходящими для решения;
- есть ли более удачный вариант решения?
- Каков он?
Беседа - разговор по душам Психологическим условием успешного проведения является внимательность, проникновенность, неторопливость межличностного взаимодействия педагога и родителей.
Индивидуальные консультации Могут проводиться:
-1) по инициативе педагога;
причины для приглашения родителей на консультацию: результаты наблюдений учителя за учеником, показавшие имеющиеся у него проблемы, или инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией;
2)по просьбе родителей;
в основном, в экстренных случаях: неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Виды консультирования родителей
Методическое консультирование- обсуждение вопросов, касающихся освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.
Психологическое консультирование – обсуждение вопросов, связанных с индивидуальными особенностями ребёнка .
Подготовка и проведение консультаций и бесед
День и время консультации и беседы должны быть обсуждены заранее и удобны для обеих сторон.
Следует точно сформулировать цель консультации, обосновать её актуальность; определить основные направления содержания беседы.
Важно создать доверительные отношения.
В процессе консультирования и бесед родителям надо предоставить возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
В ходе консультации или беседы родители должны получить чёткие рекомендации и предложения.
Телефонное консультирование:
стараться объективно и безошибочно понять услышанную информацию; давать советы в рекомендательном варианте, а не в оценочном. Консультация-размышление – можно проводить по технологии «Развитие критического мышления».
Первая стадия –
«Вызов»:
выделение проблемы, описание её сути. Формулировка проблемы в общем виде, а затем в виде конкретного вопроса. Вторая стадия – «Осмысление»:
генерирование вариантов решения проблемы, выбор лучших вариантов. Разработка плана осуществления своего решения. Третья стадия «Рефлексия»:
размышление и обобщение того, что узнали родители по данной проблеме, осмысление избранных вариантов её решения.
«Рефлексия» – размышление и обобщение того, что узнали родители по выявленной проблеме. Вопросы для родителей:
-Задумывались ли Вы раньше над этими вопросами и проблемой в целом?
-Возможно ли её возникновение в результате Ваших просчётов?
-Что особенно взволновало Вас?
-Что для Вас является наиболее важным в решении выявленной проблемы?
-Почему именно эти способы решения проблемы Вы считаете необходимыми?
-Какое эмоциональное состояние испытывали Вы, анализируя создавшуюся ситуацию и продумывая способы её разрешения?
-Заставила ли Вас проделанная работа задуматься более глубоко о воспитании своего сына?
-Что полезного для себя извлекли Вы из проделанной работы?
Индивидуальное педагогическое поручение . Определяя педагогическое поручения, следует исходить из интересов родителей и их возможностей, стремиться постепенно вовлечь в работу с классом всех родителей.
Виды педагогических поручений:
-поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю;
-поручения, связанные с проведением внеурочной деятельности школьников;
-поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей: выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвующих в жизни школы, советы и пожелания в воспитании детей, поздравление с праздниками .
Информационное табло для родителей
•Служба помощи
• Это интересно знать!
• Картотека совместных дел учащихся и родителей
• А у нас в семье…
-Приглашаем!
-Поздравляем!
- Благодарим!
•Рекомендации и разработки.
3. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.
Требования к организации диагностического изучения семьи:
•соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией;
•для детального изучения проблемы необходимо использовать различные виды и методы диагностики;
•диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. •выявленные в ходе диагностики проблемы предполагают коррекционные действия классного руководителя по проблемам.
•диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Методы психолого-педагогической диагностики
-Наблюдение
-Диагностическая беседа
-Интервьюирование
-Анкетирование
-Тестирование
-Методика неоконченного предложения
-Изучение материалов детского творчества и творчества родителей
-Изучение школьной документации
-Метод обобщения независимых характеристик
Наблюдение – можно осуществлять за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Необходимо продумать цель и план наблюдения. Диагностическая беседа помогает выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка, проникнуть вглубь проблемы, понять мотивы поступка. Подготовка к беседе: определение цели и содержания беседы:
-целевые вопросы, направленные на решение поставленных задач,
-«поддерживающие» вопросы, способствующие установлению контакта и поддержанию непринуждённой обстановки.
Способы регистрации ответов в ходе беседы должны быть незаметны для собеседника.
Интервьюирование – это вербальный обмен информацией лицом к лицу, где интервьюер получает информацию или выражение мнений от другого человека; применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения многих родителей по одному или нескольким вопросам одновременно.
Составленный заранее вопросник включает:
- лаконичные и конкретные вопросы,
-место для протоколирования ответов, которые записываются в вопросник только в процессе опроса.
Анкетирование – письменный опрос по определённой схеме, позволяющий учителю одновременно получить массовую информацию, узнать интересы, пожелания, мнения родителей по ряду вопросов.
Анализируя анкеты, учитель может сравнить данные предыдущих лет, увидеть тенденции в развитии школьников.
Виды вопросов анкеты
Закрытые вопросы - содержат полный набор вариантов ответов; опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением.
Открытые вопросы- респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ, руководствуясь только собственными представлениями.
Полузакрытые вопросы предусматривают варианты ответов: «трудно сказать»,
«затрудняюсь ответить»,
или ответить по-своему в строке «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место.
Прямые вопросы задаются в личной форме и позволяют получить прямую информацию, вопрос и ответ совпадают по смыслу:
«Считаете ли Вы целесообразным участие Вашего ребёнка в школьных предметных олимпиадах? Почему?»
Косвенные вопросы позволяют высказаться с позиций группы, коллектива, информация получается не прямо, а посредством серии вопросов:
«Принято считать, что… . А как думаете Вы?»
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики:
-тест «Мои отношения»,
- тест-опросник диагностики волевых качеств личности,
-тематический тест-рисунок и другие.
- Метод неоконченных предложений предполагает высказывание определённого суждения по конкретному незавершённому вопросу с обозначением своего отношения к его сути:
-«Если мой ребёнок сказал неправду…»,
-«Хорошая жизнь – это…»,
- «Если я в чём-то не соглашаюсь со своим ребёнком…».
Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы: -«Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или
-«Как определить, хороший ли наш ребёнок?» Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, особенно, если это неблагополучная семья: учитель беседует с родителями, с представителями общественных организаций, где родители работают, с представителями родительского комитета класса, сопоставляет их ответы.
Виды диагностики семьи
Предварительная диагностика -проводится в начальных классах и продолжается в течение всех последующих лет обучения в школе;
необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеурочной работы.
Оперативная диагностика- необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, учителя и учащихся, родителей и педагогов.
Итоговая диагностика- проводится в конце учебного года по результатам участия детей в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат