Тема «Исследовательский метод на уроках литературы. »
Предмет- Литература
Автор- Рудич Н.В.. учитель русского языка.
Образовательное учреждение- МБОУ СОШ №1
Ростовская область город Константиновск
Исследовательский метод на уроках литературы.
Исследовательская деятельность учащихся — это работа, связанная с решением творческой задачи, предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, сбор материала, его анализ, обобщение, выдвижение гипотез, собственные выводы.
Необходимым условием исследовательской деятельности при выполнении творческих заданий является работа с текстом, нахождение необходимого для осмысления материала.
Знания, которые приобретаются усилиями, упорством, остаются в памяти учеников надолго.
Цель работы учителя на уроке — это создание условий для формирования у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетенций и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать знания и мыслить.
Проектный, поисковый или исследовательский метод позволяет формировать активную самостоятельную позицию в учении, готовность к саморазвитию и самореализации учащихся.
Формирование исследовательской позиции учащихся — задача нелёгкая. Если ребёнок в школе получит исследовательские навыки, научится анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни. Литература как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для исследовательской деятельности при выполнении творческих заданий.
Изучая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы проводим исследовательскую работу с текстом, готовясь к сочинению. Для того, чтобы передать эмоциональное состояние Ивана Васильевича, работаем с текстом: выписываем различные конструкции, составляем таблицу.
При работе над комедией «Ревизор» Н.В.Гоголя следим за манерой поведения Хлестакова при встрече с чиновниками путём творческого исследования, выбирая цитаты героев и описание поведения, особенностей речи Хлестакова.
Работая над поэтическим текстом, тоже часто прибегаем к исследовательской деятельности. Анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», в ходе творческого исследования находим словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление её к гармонии, выясняем, в чём смысл противопоставления этих начал.
Уроки проектного исследования продуктивны, сближают литературу с реальной жизнью, очень интересны детям.
Как показывает практика, ребята с большим удовольствием занимаются исследованием, которое не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, а в будущем найти своё место в жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат