ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Мария Александровна Бабаева, учитель начальных классов.
Аннотация: В статье речь идет об одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, приводятся достоинства и недостатки рассматриваемых технологий. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций.
Ключевые слова:качество образования, инновационные педагогические технологии
В последнее время аналитики образования слово "качество" произносят чаще других слов. Качественный мониторинг необходим для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространение знаний.
Качество образования – это соотношения цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. Иначе говоря: образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом никогда не будем забывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой (ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты. Речь идет или об отсутствии, или сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду достижение не любого хорошего, а именно наивысшего возможного при минимально необходимых затратах сил, энергии, времени и т.п. результата, иначе говоря - речь идет об оптимальных результатах. [3, с.33]
Как можно улучшить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
• качество образовательной программы;
• качество возможностей преподавательского состава, участвующего в учебном процессе;
• качество потенциала слушателей;
• качество ресурсов учебного процесса (материально-технические, лабораторные экспериментальные принципы, обучение и методическая поддержка, классные комнаты);
• качество образовательных технологий;
• управление качеством образовательных систем и процессов.
Сосредоточимся на одном из способов повышения качества образования с использованием инновационных технологий.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений. [2, с.22]
Выделяют следующие инновационные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Информационно-коммуникативные технологии подразумевают интеграцию любых предметов с информатикой. Это приводит к информатизации и развитию сознания учащихся. Такое направление реализуется путем включения в план предметов, изучающих информатику.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии проявляется в том, что учащиеся изучают образовательные программы в соответствии со своими способностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества учебного процесса каждого ученика путем тестирования и представления динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Данные педагогические технологии реализуются в форме вовлечения учащихся в дополнительные формы личностного развития: участие в культурных мероприятиях, основанных на национальных традициях, обучение в театральных студиях, детских творческих центрах и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Здесь реализуются как известные и проверенные, так и новые методы. Это - самостоятельная работа с помощью учебника, игра, проектирование и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, дифференцированные методы обучения - система" малых групп"
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Предполагается научно-педагогическое обоснование применения определенных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной русской школы имеет самый большой Арсенал образовательных инноваций в учебном процессе. Эффективность их применения зависит от устоявшихся традиций в общеобразовательном учреждении, от способности педагогического коллектива распознавать эти новшества, от материальной и технической базы учреждения.
С помощью этих технологий на инновационном уроке учитель делает процесс более полным, интересным и насыщенным. При пересечении естественнонаучных областей такая интеграция необходима лишь для формирования интегрированного мировоззрения и мировоззрения.
Таким образом, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это стало возможным благодаря внедрению неизвестной практики дидактических и воспитательных программ в профессиональную деятельность.
Список использованных источников:
Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6.
Демкин В.П. Инновационные технологии в образовании./ Исследовательский университет/ под ред. Г. В. Майера.- Томск: Изд-во
Том
.у
н-та
, 2007.
Вып
. 2. С. 22–29.
Поташник М.М.
Управление качеством образования:
Практикоориентированная
монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат