Дата публикации:
17.05.2019
Автор:
Н.В.Казакова, Е.О. Шубина, Т.В. Чихляева, С. И. Кошкина
Название работы:
Значение дидактических игр для поддержания интереса у дошкольников к спорту и двигательной активности
Работа:
Значение дидактических игр для поддержания интереса у дошкольников к спорту и двигательной активности
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность воспитанника в дошкольном учреждении и семье должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья посредством занятий спортом и улучшение теоретических знаний о видах спорта и различных видах двигательной активности.
Игровая деятельность детей всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А. И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т. к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи, учатся достойно принимать поражение и победу в играх.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений дошкольников о спорте и видах двигательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте, в результате целенаправленного воздействия, формируется представление о значении спорта, привычка к ежедневной двигательной деятельности, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Использование педагогами и родителями дидактических игр помогает в формировании знаний у детей дошкольного возраста в области физической культуры при соблюдении следующих принципов:
- подборка определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры и поддержания интереса к занятиям спортом;
- целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры и поддержания интереса к занятиям спортом.
Творческая группа педагогов дошкольного учреждения проанализировала дидактические игры физической направленности, входящие в оснащение развивающей предметно-пространственной среды старших и подготовительных групп и определила, что дидактических игр по поддержанию интереса к двигательной активности и спорту катастрофически не хватает. Нашей творческой группой были разработаны игры по данной теме. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
- развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
- развитию зрительного и слухового внимания;
-формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации, операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
- формированию общей и мелкой моторики рук.
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
• коллективные
• групповые
• индивидуальные
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Вот некоторые из предложенных дидактических игр:
Игра Помоги спортсмену
Цель: Систематизировать знания детей о разных видах спорта и спортивном инвентаре, развивать внимание, обогащать словарный запас, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Карточки с изображением спортсменов, которым не хватает инвентаря (хоккеист без клюшки и коньков, лыжник без лыж, футболист, баскетболист и волейболист без мяча) и карточки с изображением спортивного инвентаря (клюшка, коньки, волейбольный, футбольный и баскетбольный мяч, лыжи).
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку выполнить задание: Помоги спортсмену найти то, чего ему не хватает для занятий спортом. Дошкольник должен подобрать спортивный инвентарь спортсмену.
Игра Отгадай загадку и найди отгадку
Цель: Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного инвентаря, развивать
наблюдательность, закрепить умение отгадывать загадки по описанию признаков, прививать интерес к спорту.
Оборудование: предметные картинки с изображением спортивного инвентаря и видов спорта.
Ход игры: Ведущий предлагает отгадать загадки о спортивном инвентаре.
(подбирать загадки можно согласно теме или сезону)
Отгадав загадку, найдите отгадку среди предметов, расположенных в групповой комнате.
Игра Кто больше?
Цель: Активизировать в речи детей название слов о спорте и спортивном инвентаре, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Фишки
Ход игры: Участники игры выполняют задания, предложенные ведущим. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше всех фишек.
1. Назовите слова о спорте, о спортивном инвентаре, в которых встречается звук (а), отсутствует звук (а)
2. Перечислите слова о спорте, в которых встречается звук (и).
3. Вспомните слова о спорте, которые начинаются со слога:
БА…, ВО…, ГО…, РА…
4. Закончи слово: шай…, клюш…, ракет…, сет…, воро…и т.д.
Игра Доскажи словечко
Цель: Активизировать словарный запас о спорте, развивать находчивость, быстроту реакции, прививать интерес к спорту, к художественной литературе.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Ведущий бросает мяч игроку в руки и произносит одно из
четверостиший. Игрок, получивший мяч, быстро называет последнее слово.
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре
Ты бы лучше отошел
Мы играем в (волейбол).
Мчусь как пуля я вперед
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня (коньки).
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем –
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели
Поднимаю я (гантели).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота …(гол).
Игра Подбери слова по назначению
Цель: Упражнять детей в умении группировать предметы по видам спорта, развивать игровую деятельность, интерес к спорту.
Оборудование: карточки с названиями вида спорта
Ход игры: Ведущий предлагает игрокам карточки с названиями видов спорта Игрок, прочитавший название одного из видов спорта, среди предметных картинок находит тот спортивный инвентарь, который необходим для данного вида спорта. Выигрывает игрок, первым выполнивший задание ведущего. Например,
Бадминтон – (ракетка, волан);
Хоккей - (шайба, коньки, клюшка);
Городки - (бита, ракета, колодец);
Футбол - (мяч, ворота, вратарь);
Баскетбол – (мяч, корзина).
Игра Кого назвали - тот и ловит
Цель: Закрепить представления ребенка о разных видах спорта, формировать потребность в двигательной активности, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Игроки располагаются по кругу. В центре - водящий. Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ребенок ловит мяч и называет какой-либо вид спорта и бросает мяч водящему. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Игра Мяч по кругу
Цель: Закрепить знания детей о видах спорта, развивать игровую деятельность, интерес к спорту.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий передает мяч соседу по кругу, называя один из видов спорта. Следующий игрок передает мяч по кругу, называя другой вид спорта. Игрок, который не смог назвать вид спорта выбывает из игры.
Игра Лишнее слово
Цель: уточнить представления детей о видах спорта и оборудовании для них, способствовать развитию игровой деятельности, интереса к спорту.
Ход игры:
1 вариант: Взрослый называет характеристику той или иной спортивной игры и допускает ошибку, ребенок должен обнаружить эту ошибку (найти лишнее слово).
2 вариант: Для детей умеющих читать. На странице написаны слова с перечислением спортивного инвентаря для той или иной игры. Одно из слов – лишнее. Ребенок определяет лишнее слово и зачеркивает его:
Бадминтон: ракетка, волан, ворота.
Баскетбол: сетка, кольцо, мяч.
Волейбол: мяч, сетка, волан.
Игра Подумай и ответь
Цель: Закрепить знания детей о видах спорта, развивать свободное общение со взрослыми и сверстникам, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Ведущий бросает игроку мяч, тот игрок в руках, которого окажется мяч, должен быстро ответить на вопрос.
Кто играет в футбол?
Кто играет в хоккей?
Кто занимается спортом?
Кто ездит на велосипеде?
Кто плавает?
Какой у тебя любимый вид спорта?
Разработанные разнообразные дидактические игры позволили сформировать у воспитанников осознанное отношение к занятиям физкультурой, потребность в двигательной активности, подтвердилось предположение о том, что формирование у детей основ здорового образа жизни будет более эффективным при целенаправленном использовании дидактических игр.
Игра Кто больше!
Цель: уточнить знания детей о компонентах здорового образа жизни.
Оборудование: мячи, предметные картинки
Ход игры: Участники игры становятся в круг с маленькими мячами. Вокруг них разбросаны предметные картинки. Участники игры подбрасывают мяч над собой и, пока тот находится в воздухе, стараются поднять как можно больше предметных картинок, а затем поймать подброшенный мяч. Победителем считается тот, кто поймал мяч и собрал больше всего предметных картинок.
Варианты:
спортивное оборудование;
зимние виды спорта;
летние виды спорта.
Скачать работу
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность воспитанника в дошкольном учреждении и семье должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья посредством занятий спортом и улучшение теоретических знаний о видах спорта и различных видах двигательной активности.
Игровая деятельность детей всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А. И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т. к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи, учатся достойно принимать поражение и победу в играх.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений дошкольников о спорте и видах двигательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте, в результате целенаправленного воздействия, формируется представление о значении спорта, привычка к ежедневной двигательной деятельности, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Использование педагогами и родителями дидактических игр помогает в формировании знаний у детей дошкольного возраста в области физической культуры при соблюдении следующих принципов:
- подборка определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры и поддержания интереса к занятиям спортом;
- целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры и поддержания интереса к занятиям спортом.
Творческая группа педагогов дошкольного учреждения проанализировала дидактические игры физической направленности, входящие в оснащение развивающей предметно-пространственной среды старших и подготовительных групп и определила, что дидактических игр по поддержанию интереса к двигательной активности и спорту катастрофически не хватает. Нашей творческой группой были разработаны игры по данной теме. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
- развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
- развитию зрительного и слухового внимания;
-формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации, операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
- формированию общей и мелкой моторики рук.
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
• коллективные
• групповые
• индивидуальные
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Вот некоторые из предложенных дидактических игр:
Игра Помоги спортсмену
Цель: Систематизировать знания детей о разных видах спорта и спортивном инвентаре, развивать внимание, обогащать словарный запас, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Карточки с изображением спортсменов, которым не хватает инвентаря (хоккеист без клюшки и коньков, лыжник без лыж, футболист, баскетболист и волейболист без мяча) и карточки с изображением спортивного инвентаря (клюшка, коньки, волейбольный, футбольный и баскетбольный мяч, лыжи).
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку выполнить задание: Помоги спортсмену найти то, чего ему не хватает для занятий спортом. Дошкольник должен подобрать спортивный инвентарь спортсмену.
Игра Отгадай загадку и найди отгадку
Цель: Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного инвентаря, развивать
наблюдательность, закрепить умение отгадывать загадки по описанию признаков, прививать интерес к спорту.
Оборудование: предметные картинки с изображением спортивного инвентаря и видов спорта.
Ход игры: Ведущий предлагает отгадать загадки о спортивном инвентаре.
(подбирать загадки можно согласно теме или сезону)
Отгадав загадку, найдите отгадку среди предметов, расположенных в групповой комнате.
Игра Кто больше?
Цель: Активизировать в речи детей название слов о спорте и спортивном инвентаре, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Фишки
Ход игры: Участники игры выполняют задания, предложенные ведущим. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше всех фишек.
1. Назовите слова о спорте, о спортивном инвентаре, в которых встречается звук (а), отсутствует звук (а)
2. Перечислите слова о спорте, в которых встречается звук (и).
3. Вспомните слова о спорте, которые начинаются со слога:
БА…, ВО…, ГО…, РА…
4. Закончи слово: шай…, клюш…, ракет…, сет…, воро…и т.д.
Игра Доскажи словечко
Цель: Активизировать словарный запас о спорте, развивать находчивость, быстроту реакции, прививать интерес к спорту, к художественной литературе.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Ведущий бросает мяч игроку в руки и произносит одно из
четверостиший. Игрок, получивший мяч, быстро называет последнее слово.
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре
Ты бы лучше отошел
Мы играем в (волейбол).
Мчусь как пуля я вперед
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня (коньки).
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем –
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели
Поднимаю я (гантели).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота …(гол).
Игра Подбери слова по назначению
Цель: Упражнять детей в умении группировать предметы по видам спорта, развивать игровую деятельность, интерес к спорту.
Оборудование: карточки с названиями вида спорта
Ход игры: Ведущий предлагает игрокам карточки с названиями видов спорта Игрок, прочитавший название одного из видов спорта, среди предметных картинок находит тот спортивный инвентарь, который необходим для данного вида спорта. Выигрывает игрок, первым выполнивший задание ведущего. Например,
Бадминтон – (ракетка, волан);
Хоккей - (шайба, коньки, клюшка);
Городки - (бита, ракета, колодец);
Футбол - (мяч, ворота, вратарь);
Баскетбол – (мяч, корзина).
Игра Кого назвали - тот и ловит
Цель: Закрепить представления ребенка о разных видах спорта, формировать потребность в двигательной активности, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Игроки располагаются по кругу. В центре - водящий. Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ребенок ловит мяч и называет какой-либо вид спорта и бросает мяч водящему. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Игра Мяч по кругу
Цель: Закрепить знания детей о видах спорта, развивать игровую деятельность, интерес к спорту.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий передает мяч соседу по кругу, называя один из видов спорта. Следующий игрок передает мяч по кругу, называя другой вид спорта. Игрок, который не смог назвать вид спорта выбывает из игры.
Игра Лишнее слово
Цель: уточнить представления детей о видах спорта и оборудовании для них, способствовать развитию игровой деятельности, интереса к спорту.
Ход игры:
1 вариант: Взрослый называет характеристику той или иной спортивной игры и допускает ошибку, ребенок должен обнаружить эту ошибку (найти лишнее слово).
2 вариант: Для детей умеющих читать. На странице написаны слова с перечислением спортивного инвентаря для той или иной игры. Одно из слов – лишнее. Ребенок определяет лишнее слово и зачеркивает его:
Бадминтон: ракетка, волан, ворота.
Баскетбол: сетка, кольцо, мяч.
Волейбол: мяч, сетка, волан.
Игра Подумай и ответь
Цель: Закрепить знания детей о видах спорта, развивать свободное общение со взрослыми и сверстникам, прививать интерес к спорту.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Ведущий бросает игроку мяч, тот игрок в руках, которого окажется мяч, должен быстро ответить на вопрос.
Кто играет в футбол?
Кто играет в хоккей?
Кто занимается спортом?
Кто ездит на велосипеде?
Кто плавает?
Какой у тебя любимый вид спорта?
Разработанные разнообразные дидактические игры позволили сформировать у воспитанников осознанное отношение к занятиям физкультурой, потребность в двигательной активности, подтвердилось предположение о том, что формирование у детей основ здорового образа жизни будет более эффективным при целенаправленном использовании дидактических игр.
Игра Кто больше!
Цель: уточнить знания детей о компонентах здорового образа жизни.
Оборудование: мячи, предметные картинки
Ход игры: Участники игры становятся в круг с маленькими мячами. Вокруг них разбросаны предметные картинки. Участники игры подбрасывают мяч над собой и, пока тот находится в воздухе, стараются поднять как можно больше предметных картинок, а затем поймать подброшенный мяч. Победителем считается тот, кто поймал мяч и собрал больше всего предметных картинок.
Варианты:
спортивное оборудование;
зимние виды спорта;
летние виды спорта.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств