Организация НОД.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей группы среднего дошкольного возраста на тему: «Перо Жар птицы».
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – большой период всестороннего развития ребенка, это время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно - практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Педагоги-психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок. Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей.
Игра-занятие может длиться до 20 минут. Но основной критерий при определении времени проведения игры — заинтересованность воспитанников и их положительный эмоциональный настрой, созданный до и во время занятия. Ребенка этого возраста привлекает только то, что ему нравится, что представляет для него наиболее значимый интерес.
Цель: развивать творческие способности детей.
Задачи.
1. Познание: Познакомить с приемами штриховки и тушевки. Развивать согласованность в работе глаза и руки.
2. Художественное творчество: Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичности.
3. Коммуникация: Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.
4. Социализация: Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. Воспитывать доброжелательность.
5. Физическая культура: Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом физминутки.
6. Музыка: Приобщать детей к творчеству через музыку. Воспитывать художественный вкус.
Виды деятельности: познавательный, продуктивный, музыкально-художественный, игровой, самостоятельный.
Тип деятельности: совершенствование навыков и умений в раскрашивании предмета.
Образовательная область: художественное творчество.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, социализация, музыка, физическая культура.
Предполагаемый результат: выполняют различные игровые задания, работают сообща, имеют элементарные представления о жанровых особенностях сказки, научиться в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении, развить умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичности.
Предварительная работа: чтение сказки «Иван-царевич и серый волк», беседа о сказочных персонажах по иллюстрациям, беседа по теме «Птицы в искусстве» .
Оборудование, демонстрационный материал: сказочное перо жар-птицы; электронный вариант картины В.М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке», индивидуальные репродукции той же картины; Перья для самооценки, музыкальное сопровождение; д/и «Цветные домики», художественные материалы: цветные мелки, цветная бумага; клей, карандаши, ножницы, фломастеры, краски, кисти, ватные палочки.
Раздаточный материал: перья из бумаги, художественные материалы: цветные мелки, цветная бумага; клей, карандаши, ножницы, фломастеры, краски, кисти, ватные палочки, салфетки.
Методические приёмы: игровые ситуации, беседа-диалог, рассматривание картин и слайдов, беседа по ним, физкультминутка, активизация словаря, здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой.
Основная часть
Содержание непосредственно организованной деятельности
Ход работы:
Организационный момент:
Упражнение «Приветствие»
Предложить детям поздороваться «Добрый день» с различной громкостью голоса: тихо, обычным голосом, громко, взявшись за руки.
Беседа по теме:
(В кругу)
Воспитатель: - Как вы думаете, что такое счастье?
(дать детям возможность высказать свое мнение о том, что такое счастье)
Рассказ педагога:
Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица - Счастья обязательно когда-нибудь прилетит к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой. И от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех-всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить ее, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица - Счастья. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она - птица -Счастья!
-Давайте пофантазируем и попробуем представить, как выглядит птица -Счастья!
-если это птица – значит, у нее должны быть все части тела птицы. А это…..(дети продолжают)
- Но ведь это не простая, а удивительная птица. Наверное, она отличается от других своих подружек. Как вы думаете, чем? (дети высказывают свои мнения)
Ребята, посмотрите, что лежит у нас возле стульчиков? (находят перо жар-птицы)
-Кто бы мог потерять такое чудо? (высказывания)
-А как чувствует себя птица без пера? Почему? (высказывания)
-Тогда нужно его вернуть! Только как? (предположения)
-Вы любите путешествовать? (появляется слайд на экране)
-А вот и подсказка!
Момент «Вхождения в картину»:
-Сегодня я вам предлагаю попасть в сказку через картину. То есть, войти туда через нее.
- Какие чувства испытываете, глядя на эту картину?
(дети подходят к столам с индивидуальными репродукциями)
-Теперь нужно понять, где же вход в картину? (дети начинают исследовать картину)
-Слева пойдем, сразу навстречу волку попадем, с правого угла – там болотце, просто в углу воды не видно: она ряской закрыта, а наискосок видно – там водяные лилии. Волк как раз через болотце перепрыгивает!
-Как же нам, быть, может, в эту картину вовсе нельзя войти?
-Нужно войти так, чтобы не попасть волку навстречу и не угодить в болото. Мы войдем сзади волка и пойдем за ним вслед.
-А вот и дорожка в сказку! (на ковре лежит поясок)
-Нужно пройти по нему и не упасть, чтобы оказаться точно в сказке.
Художественно-дидактическая игра:
-Вот мы и в сказке!
-Посмотрите, домик какой-то интересный! (подходят к макету для игры)
-В этом домике живут цветные человечки. Но как узнать, кто из них в какой комнате живет?
-Нужно расселить их так, чтобы костюм и цвет комнаты красиво сочетались!
ИГРА
-Здорово у вас получилось, но нигде не видно следов птицы-Счастья.
-Хотя, я что-то вижу (ведет детей к столам)
Демонстрация слайдов: «Птицы в искусстве»
В искусстве образ птицы счастья можно встретить:
- в вышивке,
-в резьбе по дереву,
- в народных промыслах гжели - посуда, хохломы, городецкой росписи- разделочная доска, пермогорской росписи и.т.д.
- А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке:
- вот индюк в дымковской игрушке,
- а вот птицы — свистульки филимоновской игрушки.
Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.).
Вывод: Мы, ребята, сейчас посмотрели как народные мастера, художники в разных видах искусства сказочной птицей украшали полезные вещи в быту ( одежду, посуду, игрушки, шкатулки прялки и т. д.)
- А это образ птицы с девичьим лицом — птица Феникс.
- Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).
- Ребята, сегодня я обращаюсь к вам за помощью. Я уверена, что вы сможете мне помочь. Но сначала, отгадайте мою загадку.
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
- Правильно, Жар-птица.
(Открываются створки оформленной доски)
- Ребята, я уже говорила вам, что тема нашего сегодняшнего урока: «Сказочная птица». И Жар-птица у нас в гостях неспроста: вы ей поможете, а она покажет вам все волшебство цвета.
-. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).
Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.
Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.
Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.
Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.
Подготовка к практической работе:
На столах заготовки к работе.
-Да это же мастерская Марьи-Искусницы. Чего здесь только нет…
Слайд
-А вот и хозяйка пера! Значит, мы шли по верному пути…
-Давайте, на память о нашем путешествии мы изготовим сказочную птицу-Счастья!
-Готовим туловище в форме яйца. Кладем на лист, чтобы узкий конец – голова была сверху, приклеиваем.
-Рисуем мелкие детали (клюв, глаза, красивый хохолок в виде короны и ноги).
-Украшаем хвост – рисуем или приклеиваем цветные перья с «глазами» так, чтобы цвета в «глазу» сочетались.
Практическая работа:
(играет сказочная музыка)
Итог работы:
Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.
-Мы сделали сегодня с вами доброе дело! Какое? (вернули перо хозяйке)
-А вот и выход из сказки! (поясок)
-Кому понравилось путешествие и хотелось бы еще раз вернуться в сказку, возьмите красное перо на память, у кого что-то не получилось или не понравилось - берет синее перо!
-Что вам больше всего сегодня понравилось?
-А у кого самая красивая птица сегодня получилась? Почему? (дети рассматривают работы друг друга).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат