«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский
Так что же такое патриотизм? Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания – это воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:
-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:
-занятия в соответствии с темами;
-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
-работа с родителями;
-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.
Поэтому особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Именно здесь формируется детский коллектив. Ребенок учиться общаться, сопереживать, узнает больше о русской культуре, о русских традициях, героях нашей большой страны. Важно еще до школы привить ребенку чувство ответственности за свои действия и поступки.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. В нашем саду используется программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»В каждой группе оформлен патриотический уголок.
Цель нашей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)
Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются программы и проекты, является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80 гг., оно заимствовано из немецкой терминологии. Что означает слово «музей»? Музей это — «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». (Толковый словарь Ожегова).
Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.
Я слышу — и забываю.
Я вижу — и вспоминаю.
Я делаю и постигаю.
Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно — воспитательной деятельности. Музейная педагогика призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире.
По этой причине в нашем детском саду был организован музей «Предметы быта советской семьи». В нашем музее дети могут ознакомиться с предметами быта, которые использовали их мамы папы, бабушки и дедушки. Воспитанники могут не только посмотреть, но и сами поработать с этими предметами, что позволяет глубже проникнуться в дух того времени.
В преддверии празднования Дня Победы, наш музей пополнился новыми экспонатами военного времени, настоящие ордена и медали, посудой, которой пользовался солдат, во время затишья между боями.
В дальнейшем планируется пополнение музея экспонатами различной тематики и проведения познавательного плана занятий.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Воспитатели: Цыро Т.В.
Чудакова В.А.
Список литературы:
Лашкина
Н. Дети в музее / Н.
Лашкина
— Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72
Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы
/ П
од ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.30–31.
Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.
Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И.
Данюкова
— М.:
Линка
— Пресс, 2008.
Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада / Н. А. Рыжова — М.:
Линка
— Пресс, 2003.
Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М:
Линка
-Пресс, 2004.
Столяров Б. Педагогическая деятельность музея /
Б.Столяров
— Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66
Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.
Трунова
М. Секреты музейной педагогики / М.
Трунова
— Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38
Цепина
Т. Музей в детском саду / Т.
Цепина
— Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.
Чумалова
Т. Основные принципы музейной педагогики /
Т.Чумалова
-Д
ошкольное воспитание,2008, № 3.
Чумалова
Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.
Чумалова
— Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44–50.
Чумалова
Т. Историческое познание и музей /
Т.Чумалова
— Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат