Патриотическое воспитание на начальном этапе обучения в классе баяна в условиях детской школы искусств
Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции.
Работая преподавателем по классу баяна в детской школе искусств я считаю, что гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. Курс обучения по классу «Баян» включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает к русскому народному музыкальному творчеству, к основам русского музыкального фольклора. Обучение игре на баяне индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.
Игра на музыкальном инструменте в особенности народном, обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства. Самое главное, что ребёнок, играя на музыкальном инструменте, приобретает необходимые исполнительские, технические, навыки. Учится терпению, усидчивости, дисциплине, следствие чего развивается воля, стремление к достижению цели, умение доводить дело до конца. Воспитываются качества гражданина-патриота.
Формирование патриотизма на уроках специальности осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору я подхожу с особой тщательностью, т.к. истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие цели:
Воспитание вкуса;
Формирование нрав
ственных и эстетических чувств (
любви к ближнему, к своему народу, к Родине);
Воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;
Многожанровость русских народных песен: рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые колыбельные, прибаутки, заклички, как зеркало отражает жизнь, быт и чувства русского народа. Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений, учит уважению к музыкальному наследию нашей страны. В процессе разучивания музыкального материала обязательно знакомлю ученика с содержанием и историей создания.
Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки. Этот жанр русского фольклора занимает в жизни народа значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство, сарказм.
Совместная коллективная деятельность детей в ансамбле, оркестре создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, поддерживают друг друга в неудачных моментах и радуются успеху. Они становятся толерантнее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке к концертам, мероприятиям происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Очень важна поддержка семьи для достижения желаемого результата в воспитании и обучении в условиях детской школы искусств. Безусловно, уроки помогают раскрыть наилучшие стороны личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке. Формы работы с родителями очень разнообразны. Каждая семья индивидуальна. Дифференцированный подход в своей работе считаю основой. Беседы, совместные концерты учащихся и родителей («Вместе дружная семья!» - фестиваль семейного творчества), выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, на природу, родительские собрания, отчётный концерт народного отделения – всё это позволяет вовлечь всю семью в творческий процесс. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества.
Эффективность формирования патриотических чувств, в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением ученика, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку приносящую ему самому радость.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобщение ребёнка к основам народной музыки, может являться частью патриотического воспитания учащихся в начальных классах детской школы искусств.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат