Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога.
Ведущую роль профессиональной деятельности педагога играет процесс общения. Это непрерывно-постоянное взаимодействие педагога и ребенка, в процессе этого взаимодействия ставятся и решаются проблемы, возникает сотрудничество. Эффективность педагогического сотрудничества может быть достигнута только в том случае, если педагог обладает такими личностными качествами, как уважительное отношение к детям, тактичность, умение поддержать в различных ситуациях. Иными словами, профессионально значимым качеством личности для учителя является эмпатия – способность к пониманию другого человека (в данном случае ученика), сопереживанию, сочувствию, умение проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место и понять цель и мотивы его поведения и деятельности.
В противоположность традиционному подходу компетентностный подход предполагает изменение роли педагога в образовательном процессе. Базовая компетентность педагога заключается в умении организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало критическое мышление, желание ставить оригинальные вопросы и формулировать идеи, думать и дискутировать, высказывая разнообразные точки зрения, мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Такая организация обучения невозможна без индивидуального подхода к учащимся, а индивидуальный подход требует от учителя высокого уровня эмпатии.
Эмпатия – это не просто симпатия или сочувствие, это умение поставить себя на место ребенка. На основе внешнего облика, поведения, мимики и жестов ученика эмпатия позволяет сделать вывод о характерных чертах его личности, возможности тех или иных поступков, своевременно настроиться на определенные формы поведения ребенка и качественно на них отреагировать. Для ученика эмпатичность учителя имеет гораздо большее значение, нежели его ролевое поведение, так как способствует возникновению взаимопонимания в процессе взаимодействия. Эмпатия способствует всестороннему и адекватному восприятию и отражению образа собеседника, регулированию личностного поведения, созданию максимально доверительных, открытых, продуктивных и безопасных отношений между людьми.
На первый взгляд, такие проявления эмпатии, как эмоциональная отзывчивость, чуткость, доброжелательность, заботливость, тактичность априори должны быть присущи педагогу.
. Что же мешает педагогам активно использовать эмпатию в педагогическом процессе?Проявления эмпатии сдерживаются тем, что учитель, в отличие от учащегося, – личность уже сложившаяся, со своими индивидуальными особенностями, не всегда способствующими пониманию и поддержке других.
Оказывают влияние на эмпатические способности психологические состояния педагога (тревожность, стресс и т.д.), усугубляющиеся спецификой учительского труда, а также степень решенности собственных психологических проблем.
Какие бы факторы ни влияли на степень развития эмпатии, отсутствие ее у педагогов как профессионально значимого, базового качества в процессе общения с детьми приводит к тому, что такие учителя слабо влияют на развитие детей, редко добиваются учебно-воспитательных целей.
Подлинный успех педагогического взаимодействия зависит от умения учителя выделять истинные причины, обуславливающие выражение отрицательных и негативных реакций ребенка, осознавать его позицию, уметь сопереживать ее вместе с ним, т.е. быть способным к выражению эмпатии. Отказ от осуждения ученика, осознание необходимости понимания и безусловного принятия ребенка и самой ситуации – вот «скорая помощь» педагогу в конфликтной ситуации.
Эмпатийное поведение является профессиональным качеством социально-практической значимости, т.к. создание развивающей среды предполагает вовлечение всех учащихся в образовательный процесс в соответствии с их индивидуальными особенностями. В свою очередь, оказавшись в такой среде, ученик становится более общительным, любознательным, инициативным, у него повышаются показатели интеллекта, творческого потенциала, самооценка и, как следствие, академические достижения и дисциплина.
Возможно ли для взрослого человека развить в себе столь важное качество, или это врожденное свойство? Изменение мира начинается с изменения самого себя. Педагогу необходимо сознавать, что эмпатия важна для него самого и тесно связана с владением приемами самоанализа и саморегуляции. Диалогического общения, создающего наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, можно достичь в том случае, если преподаватель в отношениях с учеником выступает в роли самого себя во всех проявлениях, а это возможно только при полном осознании и принятии собственных чувств и реакций. Такой подход способствует и правильному формированию личности учащегося, и максимальному использованию в учебном процессе личностных особенностей учителя.
Методическая работа с педагогами по воспитанию эмпатийной культуры может проводиться в форме специально разработанных психологических тренингов, направленных на развитие умения не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник; умения понимать, что и как он чувствует; развитие способности выражать искреннюю заинтересованность в том, что собеседник рассказывает о себе; способности сочувствовать его интересам и понимать его точку зрения.
Передача педагогу знаний и умений, необходимых для развития его эмпатийной культуры, предполагает деловое общение, в ходе которого используются специальные эмоционально-интеллектуальные психологические приемы,направленные на установление личного контакта.
Личный контакт устанавливается в разных формах: тактильный посредством прикосновения, при помощи взгляда – визуальный, слов – вербальный, жестов и мимики – пластический. Важнейшим в работе педагога является визуальный контакт, эффективному налаживанию которого способствует внимательный взгляд глаза в глаза, после он дополняется вербальным и тактильным (проясняющие вопросы, приемы подбадривания и заверения, юмор, ирония, шутки без сарказма, положительное подкрепление).
Именно от полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося существенно зависит результативность педагогической деятельности. Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему социальных, культурных и личностных различий в полном объеме и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания значительно увеличивает эффективность реализации фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
научить учиться;
научить работать и зарабатывать;
научить жить вместе;
научить жить.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат