Доклад на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности преподавателя»
Сегодня успешность обучения во многом определяется уровнем здоровья. В нашей стране в последние годы, по данным официальной статистики, отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья подростков. В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы учащимся справиться с учебной нагрузкой.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Термин здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться конкретной образовательной технологией, она объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий заключается в организации такого образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не будет сопровождаться нанесением ущерба их здоровью.
Преподавателю в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
1) обстановку, гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие посторонних звуковых раздражителей.
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы отработка технологий согласно алгоритма (студенты в роли медицинского работника, пациента, обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, студент как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение преподавателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы студентов, чередование поз;
9) наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые преподавателем методы повышения этой мотивации;
10) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение студентами знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на занятии;
13) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
14) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления у студентов и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания занятия:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение занятия: учащиеся имеют возможность задать вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
В заключении можно отметить, все выше перечисленное только заинтересует студента предметом на котором он будет находится и сохранит его здоровье.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат