ВЛИЯНИЕ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
Точилина Марина Викторовна учитель-дефектолог/учитель-логопед
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 92»
Аннотация. В статье рассмотрены нарушения понимания речи у детей с аутизмом. Определена специфическая проблема понимания речи у детей с данным расстройством. Указаны механизмы нарушения речевого развития. Раскрыта проблематика работы над поэтапным построением понимания речи и закрепление новых навыков.
Нарушение понимания речи довольно сложная и разносторонняя группа расстройств. К ней могут относиться дети с нарушением слуха, которым достаточно сложно различать звуки родного языка, вследствие чего возникают проблемы с пониманием услышанного. В международной классификации болезней выделено расстройство рецептивной речи (F80.2). Понимание речи может быть нарушено в разной степени, т.к. даже говорящий ребенок не всегда в полной мере может до конца понимать речь.
При аутизме можно наблюдать специфическую проблему понимания речи, дети с данным расстройством не воспринимают речь как источник информации, аутичный ребенок погружен в свой собственный сенсорный опыт познания, связанный с буквальным восприятием эталонов слов и выражений.
Часто можно наблюдать неустойчивую реакцию на речь, например, быстро реагирует на определенные звуки и слова, которые в не типичной ситуации не дают полноценного отклика и не привлекают внимание ребенка. Следует неравномерное реагирование на речь, в следствии чего трудно оценить, насколько хорошо он ее понимает.
Наблюдая за реакцией ребенка, можно судить о понимании смысла отдельно произносимых слов и нарушении восприятия понимания их же в предложении. Стоит изменить типичность ситуации вопроса или требования предъявляемого к ребенку, как следует не адекватный ответ либо действие на поставленный вопрос.
Штампы значений слов могут закрепляться и сохраняться за контекстом высказывания, в котором впервые были услышаны. Наблюдается нарушение переноса усвоенных значений слов в другие ситуации.
Часто наблюдается нарушение восприятия однозначного вопроса и ответа «да», «нет». Например: «Ты хочешь кушать?» - ответ ребенка: «кушать». В данном контексте означает согласие ребенка на принятие пищи. Либо мама открывает холодильник и предлагает ребенку выбор: «Что ты будешь кушать?» ответ ребенка: «Да». Сохраняются применимые к высказыванию штампы слов. Ребенок выбирает из шаблонов наиболее подходящий для типичной ситуации.
У ребенка может наблюдаться сужение понимания значения слов – вследствие отношения слова только к единичному предмету. Например: под словом «хлеб» понимается только булка, имеющая прямоугольную форму.
Недостаточное понимание (или отсутствие понимания) переносных значений слов. Наблюдается отсутствие естественного понимания и ощущения сути речевого высказывания, юмора, лжи. У ребенка с диагнозом аутизм нарушается специальная способность понимать культурные контексты, тогда как обычный человек постоянно находится и общается в этой среде. Наблюдаются трудности в понимании юмора и скрытого смысла высказываний.
При общении в норме следует «додумывание», систематизирование и анализ принятия высказывания, когда человек лаконично для себя завершает смысл фразы. Ребенок с диагнозом аутизм понимает фразу лишь в объеме словесного высказывания и формулирования. Воспринимая комбинацию слов в буквальном смысле речевого высказывания. В итоге можно наблюдать не точное понимание смысла сказанного. Например: «Пойди, посмотри, нагрелась ли вода в бассейне на улице». (ребенок уходит, через время мы видим как он стоит и смотрит на воду) «Почему же ты не пощупал воду рукой?» Он: - «Я пришел посмотреть».
Родители детей, имеющие речевые нарушения тяжелой степени (в том числе не говорящих детей) обращаются за помощью к специалисту с просьбой помочь в развитии речи. И далеко не каждый родитель понимает, что причина отсутствия речи ребенка, прежде всего вследствие нарушения понимания речевых высказываний.
Работа над построением понимания речи широка и требует ежедневной ситуации общения для закрепления новых навыков. Наложение слой за слоем понимания простых слов сопровождаемых жестом «садись», «вставай», «открой дверь». Накопление понимания существительных, в словарном запасе ребенка имеющих точные ассоциации с предметом. Затем слияние уже известных существительных и глаголов в простые фразы подкрепленные действием для стимулирования четких ассоциативных связей и перенос данных связей на другие области образов и действий. Закрепление механизмов повторяющихся слов и фраз в разных ситуациях и стимулирование ребенка к обращению для закрепления понимания материала. Расширение и обогащение словарного запаса на основе лексических тем с возможностью включения их в процесс бытовой ориентации и способности установления связей с новыми знаниями в процессе коммуникации.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат