«Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя» Сухомлинский В.А.
В любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях здоровье детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т. к. оно определяет:
- будущее страны
- генофонд нации
- научный и экономический потенциал общества
- и является барометром социально – экономического развития страны, показателем эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом.
Сегодня нет необходимости убеждать кого – либо в актуальности проблемы здоровья детей в России. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, возрастающее количество детей, страдающих гиподинамией, стрессами, тревожностью, гипокинезией, хронической патологией, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Это обусловлено многими причинами – прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологической обстановки, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства, повышенный уровень тревоги, нехватка средств на лечение и предупреждение болезней и др.
Поэтому, дошкольные учреждения призваны создать основу для развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья и гармоничного развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
В настоящее время актуальным остается вопрос о разработке новых здоровьесберегающих технологий, подходов, эффективных программ, позволяющих добиться реального успеха в сохранении и укреплении здоровья детей.
Среди детей, поступающих в наше дошкольное учреждение, с каждым годом все меньше абсолютно здоровых детей. Это и определило необходимость проведения эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №21 «Улыбка» г. Выборга.
Цель исследования: Улучшение здоровья детей через внедрение и реализацию здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние здоровья детей контрольной и экспериментальной групп.
2. Выявить отношение родителей к проблеме здоровьесбережения.
3. Разработать модель двигательной активности воспитанников экспериментальной группы, включив в ее содержание здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.
4. Экспериментально оценить эффективность разработанной модели и здоровьесберегающих технологий.
Методы исследования:
- изучение научно-педагогической литературы,
- анкетирование,
- педагогический эксперимент,
- статистический анализ и обработка полученных результатов.
Участники эксперимента: дети подготовительных к школе групп, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, администрация.
Исследование рассчитано на 8 месяцев с сентября 2018 года по апрель 2019 года и включает в себя следующие этапы:
І вводный этап – подготовительный
1. Ознакомление с теоретическими основами внедряемых технологий.
2. Определить экспериментальную и контрольную группы детей.
3. Провести медицинский осмотр детей экспериментальной и
контрольной групп для выявления имеющихся заболеваний и групп здоровья.
4. Изучить показатели заболеваемости в группах (количество пропущенных дней по болезни на одного ребенка) за прошлые два учебных года.
5. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
ІІ основной этап – практический
1.Разработать модель здоровьесберегающей двигательной деятельности включив в ее содержание здоровьесберегающие технологии.
2. Создание условий и оформление необходимого материала.
3. Включение разработанной модели в педагогический процесс.
III заключительный этап – аналитический
1. Проанализировать и обработать полученные результаты.
2. Подведение итогов экспериментальной работы.
Для исследования были выбраны дети двух подготовительных к школе групп в возрасте от 6 до 7 лет. Количественный состав каждой группы 20 человек детей. Были определены контрольная группа – группа №6 и экспериментальная группа – группа №9.
На основе изучения состояния здоровья 40 воспитанников двух групп было установлено, что 60% детей имеют речевые диагнозы; к числу длительно и часто болеющих относятся - 30% воспитанников. В структуре заболеваемости дошкольников заболевания сердечно - сосудистой системы занимают – 40%; заболевания опорно-двигательного аппарата - 30%; заболевания центральной нервной системы, кариес, астигматизм – по 17,5%. В детском саду ежегодно проводится диагностика физического развития и здоровья детей.
Проведенный анализ состояния здоровья детей за последние годы показал, что в контрольную и экспериментальную группы пришли дошкольники со II группой здоровья.
Сравнительный анализ физического развития контрольной и экспериментальной групп за два учебных года показал, что в контрольной и экспериментальной группах большая часть воспитанников, с небольшой разницей, имеет средний и высокий уровень физического развития.
Дошкольное учреждение в течение многих лет решает проблему здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной работы. Для этого в дошкольном учреждении созданы условия. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки для двигательной активности, имеются и оснащены современным оборудованием спортивная и прогулочные площадки с необходимым количеством спортивного инвентаря. В штате учреждения есть квалифицированный инструктор по физической культуре. Большое внимание уделяется организации сбалансированного рационального питания, как важному фактору, влияющему на рост, развитие и здоровье детей. Проводятся закаливающие мероприятия.
Но отрицательная динамика физического состояния отдельных детей показывает наличие определенных факторов, негативно влияющих на здоровье детей:
недостаточная двигательная активность детей снижает их работоспособность, влечет снижение общего уровня здоровья и подверженность эпидемическим и простудным заболеваниям;
долгое
отсутствие в дошкол
ьном учреждении оборудованной спортивной площадки
;
отсутствие осознания
родителями
значимости сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании здоровых детей.
Зеркальным отражением всех вышеперечисленных результатов исследований является достаточно высокий уровень заболеваемости.
Оценив, результаты сравнительного анализа физического развития и здоровья детей с родителями экспериментальной группы было проведено анкетирование. Цель анкетирования, выявить какое место занимает физкультура в жизни семьи, определить степень участия родителей в оздоровлении детей дома. Выявить уровень осознания взрослыми взаимосвязи здорового образа жизни и состояния здоровья детей.
Анализ анкетирования родителей в вопросе влияния физкультуры в семье на здоровье детей показал, что родители в незначительной степени осознают значение взаимосвязи здорового образа жизни и состояния здоровья детей. Родители недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья своих детей и недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей дома, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение, с педагогами по данным вопросам не взаимодействуют, считая это не главным.
Обработав результаты анкетирования, в экспериментальной группе было проведено родительское собрание. Цель собрания привлечение семей к использованию новых, эффективных методов оздоровления детей. В ходе собрания ознакомили родителей с результатами анкетирования, с показателями здоровья детей за прошедшие два года, выявили основные проблемы со здоровьем. Провели опрос, существует ли необходимость в оздоровлении детей. Выяснили, что 20% родителей считают, своих детей достаточно здоровыми, даже если у них есть небольшие проблемы, 80% родителей уверены, что их дети имеют проблемы со здоровьем, из них, 26% родителей не имеют возможности заниматься оздоровлением, но хотели бы, 54% родителей хотят и будут оздоравливаться.
Познакомили родителей с здоровьесберегающими технологиями и оздоровительными мероприятиями, произвели отбор наиболее эффективных. Затем обсудили необходимую подготовительную работу: создание необходимой развивающей среды, пополнение уголков двигательной активности новым спортивным инвентарем, изготовление массажных рукавичек, массажных корригирующих дорожек, валиков, массажеров для рук, пособий для дыхательной гимнастики и пр.
Изучив показатели здоровья детей, мнение родителей, и получив поддержку администрации и специалистов, на основании педагогической литературы по данному вопросу, мной была определена система здоровьесберегающих технологий и разработан усовершенствованный двигательный режим дня, который включает в себя ряд мероприятий, распределенных по режимным моментам и направленных на укрепление здоровья детей. Разработано планирование двигательной активности и реализация конкретных здоровьесберегающих технологий в режиме дня группы.
Структура усовершенствованного двигательного режима детей
Вид занятий и форма двигательной деятельности
Особенности организации
1
2
1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия
1.Утренняя гимнастика
Ежедневно, на открытом воздухе или в зале.
Длительность 15 мин.
2. Профилактическая гимнастика (дыхательная, плоскостопия, зрения, улучшение осанки)
Ежедневно в режиме дня, в течение 3 – 7 мин.
3. Двигательная разминка
Ежедневно во время перерыва между занятиями (ритмические упражнения игрового характера). Длительность 7 - 10 минут.
4. Физкультминутка и имитационные игры
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 5 - 7мин.
5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно, во время утренней и дневной прогулок, длительность 20 – 25 мин.
6. Оздоровительный бег
Ежедневно, проводится во время утренней прогулки, группами по 5 – 7 человек. Длительность 3 – 7 мин.
7. Дифференцированные игры и спортивные упражнения
Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12 – 15 мин.
8. Гимнастика пробуждения после дневного сна
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность 15 мин.
9. Ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными контрастными ваннами
Ежедневно, группами по 7 – 10 детей, проводятся после дневного сна в течение
5 – 7 мин.
10. Самомассаж
Ежедневно, в режиме дня, в течение 3 – 5 мин.
2. Специально организованные учебные занятия в режиме дня
1. По физической культуре
Три раза в неделю, одно на воздухе в первой половине дня. Проводит инструктор по физической культуре.
2. Музыкально-ритмическое
Один раз в неделю, длительность 25 – 30 мин. Проводит музыкальный руководитель.
3. Занятие игровым стретчингом
Один раз в месяц, длительность 25 – 30 мин. Проводит инструктор по физической культуре.
4. Занятия из серии «Уроки здоровья»
Проводится два раза в месяц, под руководством воспитателя.
3. Самостоятельная двигательная деятельность
1. Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе под руководством воспитателя. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
4. Физкультурно-массовые мероприятия
1. Физкультурный досуг
Один раз в месяц.
2. Спортивный праздник
Два – три раза в год, на открытом воздухе.
3. Игры – соревнования между возрастными группами
Один – два раза в год.
5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
1. Физкультурные занятия детей совместно с родителями
Один – два раза в год по желанию родителей.
2. Совместные спортивно-оздоровительные,
массовые мероприятия
Приобщение родителей к подготовке, проведению и участию в физкультурных досугах, праздниках, походах, открытых занятиях, днях здоровья.
Планирование здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Режимные моменты
Виды двигательной активности
Содержание деятельности
Первая половина дня
Утро
Прием на воздухе
Индивидуальная работа
Упражнение в основных видах движений (равновесие, упражнения с мячом, скакалкой, обручем, метание предметов)
Самостоятельная двигательная деятельность
Игры различной степени подвижности по желанию детей под руководством воспитателя
Эмоционально-стимулирующая утренняя гимнастика
Общеразвивающие упражнения; Гимнастика игрового характера;
Ходьба;
Оздоровительный бег;
Дыхательная гимнастика
Релаксация (игры и упражнения на расслабление)
Минутка здоровья до занятия
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Точечный массаж по А.А.Уманской;
Интеллектуальный массаж;
Антистрессовый массаж
Регламентированная деятельность (занятия)
Минутка здоровья
во время занятия
Занятия проводятся с физкультминутками и элементами гимнастики для глаз по Г.А.Шичко;
Двигательная разминка между занятиями (ритмические упражнения игрового характера, подвижные игры)
Минутка здоровья после занятия
Психогимнастика по М.И.Чистяковой;
Упражнения для расслабления шеи, рук, ног;
Имитационные игры по желанию детей;
Профилактика простудных заболеваний (игровой закаливающий массаж)
Прогулка I
После статических занятий:
После динамических занятий:
- оздоровительный бег,
- дыхательная гимнастика,
- игры высокой степени подвижности (с бегом, прыжками).
- оздоровительная ходьба,
- гимнастика для глаз (наблюдение за явлениями природы),
- игры средней степени подвижности (в кругу, на внимание, равновесие, координацию);
Деревотерапия (прикоснись к березке…)
Самостоятельная двигательная деятельность
Игры различной степени подвижности по желанию детей под руководством воспитателя
Индивидуальная работа
Упражнение в основных видах движений
Минутка здоровья после прогулки
Пальчиковые игры;
Речевые игры;
Чтение и декламирование детских произведений;
Слушание музыки, звуков природы;
Релаксация;
Коммуникативные игры и дружеское общение
Подготовка ко сну, сон
Ритуал засыпания
Музыкотерапия
Вторая половина дня
Постепенный подъем
Гимнастика после дневного сна
Гимнастика пробуждения – бодрящая под звуки мелодичной музыки:
Самомассаж сухой махровой рукавичкой;
Ходьба по массажным дорожкам;
Тренирующая игровая дорожка (полоса препятствий: переступание, прыжки через предметы, ползанье и др.);
Имитационные упражнения;
Дыхательные упражнения
Коррекционная групповая и подгрупповая работа
Дыхательно-звуковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Массаж кистей рук;
Точечный массаж по А.А.Уманской;
Фонетическая ритмика – речь с движениями;
Речевые игры
Прогулка II
Дифференцированные игры и спортивные упражнения с использованием спортивных атрибутов и оборудования;
Самостоятельная игровая деятельность (игры средней и малой подвижности по желанию детей);
Индивидуальные двигательные задания для развития основных движений
Уход детей домой
Прощание с элементами логоритмики
В конце учебного года сравнительный анализ результатов оценки показал, что в сравнении с прошлым годом в контрольной группе количество детей, имеющих I группу здоровья равно нулю, II группу здоровья имеют 100% детей. Результаты оздоровительной работы в экспериментальной группе говорят о том, что количество детей, имеющих I группу здоровья 15% (3 человека). Этим доказывается эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательную деятельность группы.
Также было отмечено улучшение показателей физического, развития воспитанников экспериментальной группы, имеют высокий уровень – 45% детей, средний уровень физического развития – 55%, низкого уровня физического развития в учебном году не зафиксировано. Важно отметить, что положительная динамика выявлена лишь в группе, в которой реализовывался комплекс здоровьесберегающих технологий. В контрольной группе напротив показатели физического здоровья стали ниже, в прошлом 2017 – 2018 учебном году низкого уровня физического развития в этой группе не было, на сегодняшний день низкий уровень физического развития имеет один ребенок – 5% от общего количества детей группы.
Эффективность оздоровительной работы показал и сравнительный анализ заболеваемости.
Уровень заболеваемости в экспериментальной группе значительно снизился и на сегодняшний день ниже чем в контрольной группе, несмотря на то, что дети контрольной группы два года подряд имели меньше пропусков по болезни, чем дети экспериментальной группы. Результаты снижения заболеваемости доказывают эффективность применения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве группы.
В процессе экспериментальной работы в течение года были исследованы 40 детей, воспитанников подготовительных к школе групп. Были определены контрольная и экспериментальная группы. До начала систематической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий был проведен анализ состояния здоровья детей. Анкетирование родителей. Разработана структура усовершенствованного двигательного режима дня, составлено планирование и план реализации здоровьесберегающих технологий в режиме дня группы.
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что тесное сотрудничество дошкольного учреждения и семьи позволяет сохранить и укрепить здоровье детей, приобщать их к ценностям здорового образа жизни. В течение года дети и родители экспериментальной группы получали знания по валеологии, с ними проводились совместные музыкальные и физкультурные занятия, досуги и праздники. Родители освоили элементы коррекционных гимнастик, упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, упражнения и игры для профилактики и лечения плоскостопия, приемы игрового массажа и способы закаливания. Была возможность получить консультации инструктора по физическому воспитанию, врача и узких специалистов. Сотрудничество с родителями помогло использовать здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении и дома и сделать процесс оздоровления детей непрерывным.
Кроме того, в процессе наблюдения за детьми экспериментальной группы удалось выявить, что дети в процессе регламентированной деятельности стали более активными, уверенными и последовательными в ответах, усидчивыми и дисциплинированными, у них появилась осознанная мотивация к обучению. Можно объяснить это тем, что в работе с детьми экспериментальной группы активно использовались вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии. Именно эти педагогические здоровьесберегающие технологии оказывают влияние на формирование, расширение кругозора детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и организации здорового образа жизни, повышения общего уровня здоровья. Вместе с тем, воспитанники обучаются диалогу, беседе; решаются проблемы с развитием речи, развитием слухового и зрительного внимания, развитием слуховой зрительной и тактильной памяти, низкой самооценкой ребенка; развиваются индивидуальные способности; снижается тревожность и улучшается эмоциональное состояние, нарушенное различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями.
Поэтому считаю, что системное использование здоровьесберегающих технологий в структуре здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения будет способствовать эффективному формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и активизации резервных возможностей организма, т.е. количество простудных заболеваний у детей снизится, а процент посещаемости воспитанниками дошкольного учреждения, уровень физического развития и общий уровень здоровья детей повысится.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат