Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Работа №20365

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Работа:

«Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя» Сухомлинский В.А.

В любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях здоровье детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т. к. оно определяет:

- будущее страны

- генофонд нации

- научный и экономический потенциал общества

- и является барометром социально – экономического развития страны, показателем эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом.

Сегодня нет необходимости убеждать кого – либо в актуальности проблемы здоровья детей в России. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, возрастающее количество детей, страдающих гиподинамией, стрессами, тревожностью, гипокинезией, хронической патологией, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это обусловлено многими причинами – прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологической обстановки, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства, повышенный уровень тревоги, нехватка средств на лечение и предупреждение болезней и др.

Поэтому, дошкольные учреждения призваны создать основу для развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья и гармоничного развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.

В настоящее время актуальным остается вопрос о разработке новых здоровьесберегающих технологий, подходов, эффективных программ, позволяющих добиться реального успеха в сохранении и укреплении здоровья детей.

Среди детей, поступающих в наше дошкольное учреждение, с каждым годом все меньше абсолютно здоровых детей. Это и определило необходимость проведения эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №21 «Улыбка» г. Выборга.

Цель исследования: Улучшение здоровья детей через внедрение и реализацию здоровьесберегающих технологий.

Задачи исследования:

1. Исследовать состояние здоровья детей контрольной и экспериментальной групп.

2. Выявить отношение родителей к проблеме здоровьесбережения.

3. Разработать модель двигательной активности воспитанников экспериментальной группы, включив в ее содержание здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.

4. Экспериментально оценить эффективность разработанной модели и здоровьесберегающих технологий.

Методы исследования:

- изучение научно-педагогической литературы,

- анкетирование,

- педагогический эксперимент,

- статистический анализ и обработка полученных результатов.

Участники эксперимента: дети подготовительных к школе групп, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, администрация.

Исследование рассчитано на 8 месяцев с сентября 2018 года по апрель 2019 года и включает в себя следующие этапы:

І вводный этап – подготовительный

1. Ознакомление с теоретическими основами внедряемых технологий.

2. Определить экспериментальную и контрольную группы детей.

3. Провести медицинский осмотр детей экспериментальной и

контрольной групп для выявления имеющихся заболеваний и групп здоровья.

4. Изучить показатели заболеваемости в группах (количество пропущенных дней по болезни на одного ребенка) за прошлые два учебных года.

5. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

ІІ основной этап – практический

1.Разработать модель здоровьесберегающей двигательной деятельности включив в ее содержание здоровьесберегающие технологии.

2. Создание условий и оформление необходимого материала.

3. Включение разработанной модели в педагогический процесс.

III заключительный этап – аналитический

1. Проанализировать и обработать полученные результаты.

2. Подведение итогов экспериментальной работы.

Для исследования были выбраны дети двух подготовительных к школе групп в возрасте от 6 до 7 лет. Количественный состав каждой группы 20 человек детей. Были определены контрольная группа – группа №6 и экспериментальная группа группа №9.

На основе изучения состояния здоровья 40 воспитанников двух групп было установлено, что 60% детей имеют речевые диагнозы; к числу длительно и часто болеющих относятся - 30% воспитанников. В структуре заболеваемости дошкольников заболевания сердечно - сосудистой системы занимают – 40%; заболевания опорно-двигательного аппарата - 30%; заболевания центральной нервной системы, кариес, астигматизм – по 17,5%. В детском саду ежегодно проводится диагностика физического развития и здоровья детей.

Проведенный анализ состояния здоровья детей за последние годы показал, что в контрольную и экспериментальную группы пришли дошкольники со II группой здоровья.

Сравнительный анализ физического развития контрольной и экспериментальной групп за два учебных года показал, что в контрольной и экспериментальной группах большая часть воспитанников, с небольшой разницей, имеет средний и высокий уровень физического развития.

Дошкольное учреждение в течение многих лет решает проблему здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной работы. Для этого в дошкольном учреждении созданы условия. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки для двигательной активности, имеются и оснащены современным оборудованием спортивная и прогулочные площадки с необходимым количеством спортивного инвентаря. В штате учреждения есть квалифицированный инструктор по физической культуре. Большое внимание уделяется организации сбалансированного рационального питания, как важному фактору, влияющему на рост, развитие и здоровье детей. Проводятся закаливающие мероприятия.

Но отрицательная динамика физического состояния отдельных детей показывает наличие определенных факторов, негативно влияющих на здоровье детей:

недостаточная двигательная активность детей снижает их работоспособность, влечет снижение общего уровня здоровья и подверженность эпидемическим и простудным заболеваниям;

долгое

отсутствие в дошкол

ьном учреждении оборудованной спортивной площадки

;

отсутствие осознания

родителями

значимости сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании здоровых детей.

Зеркальным отражением всех вышеперечисленных результатов исследований является достаточно высокий уровень заболеваемости.

Оценив, результаты сравнительного анализа физического развития и здоровья детей с родителями экспериментальной группы было проведено анкетирование. Цель анкетирования, выявить какое место занимает физкультура в жизни семьи, определить степень участия родителей в оздоровлении детей дома. Выявить уровень осознания взрослыми взаимосвязи здорового образа жизни и состояния здоровья детей.

Анализ анкетирования родителей в вопросе влияния физкультуры в семье на здоровье детей показал, что родители в незначительной степени осознают значение взаимосвязи здорового образа жизни и состояния здоровья детей. Родители недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья своих детей и недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей дома, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение, с педагогами по данным вопросам не взаимодействуют, считая это не главным.

Обработав результаты анкетирования, в экспериментальной группе было проведено родительское собрание. Цель собрания привлечение семей к использованию новых, эффективных методов оздоровления детей. В ходе собрания ознакомили родителей с результатами анкетирования, с показателями здоровья детей за прошедшие два года, выявили основные проблемы со здоровьем. Провели опрос, существует ли необходимость в оздоровлении детей. Выяснили, что 20% родителей считают, своих детей достаточно здоровыми, даже если у них есть небольшие проблемы, 80% родителей уверены, что их дети имеют проблемы со здоровьем, из них, 26% родителей не имеют возможности заниматься оздоровлением, но хотели бы, 54% родителей хотят и будут оздоравливаться.

Познакомили родителей с здоровьесберегающими технологиями и оздоровительными мероприятиями, произвели отбор наиболее эффективных. Затем обсудили необходимую подготовительную работу: создание необходимой развивающей среды, пополнение уголков двигательной активности новым спортивным инвентарем, изготовление массажных рукавичек, массажных корригирующих дорожек, валиков, массажеров для рук, пособий для дыхательной гимнастики и пр.

Изучив показатели здоровья детей, мнение родителей, и получив поддержку администрации и специалистов, на основании педагогической литературы по данному вопросу, мной была определена система здоровьесберегающих технологий и разработан усовершенствованный двигательный режим дня, который включает в себя ряд мероприятий, распределенных по режимным моментам и направленных на укрепление здоровья детей. Разработано планирование двигательной активности и реализация конкретных здоровьесберегающих технологий в режиме дня группы.

Структура усовершенствованного двигательного режима детей

Вид занятий и форма двигательной деятельности

Особенности организации

1

2

1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия

1.Утренняя гимнастика

Ежедневно, на открытом воздухе или в зале.

Длительность 15 мин.

 

2. Профилактическая гимнастика (дыхательная, плоскостопия, зрения, улучшение осанки)

Ежедневно в режиме дня, в течение 3 – 7 мин.

3. Двигательная разминка

Ежедневно во время перерыва между занятиями (ритмические упражнения игрового характера). Длительность 7 - 10 минут.

4. Физкультминутка и имитационные игры

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 5 - 7мин.

5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, во время утренней и дневной прогулок, длительность 20 – 25 мин.

6. Оздоровительный бег

Ежедневно, проводится во время утренней прогулки, группами по 5 – 7 человек. Длительность 3 – 7 мин.

7. Дифференцированные игры и спортивные упражнения

Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12 – 15 мин.

8. Гимнастика пробуждения после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность 15 мин.

9. Ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными контрастными ваннами

Ежедневно, группами по 7 – 10 детей, проводятся после дневного сна в течение

5 – 7 мин.

10. Самомассаж

Ежедневно, в режиме дня, в течение 3 – 5 мин.

2. Специально организованные учебные занятия в режиме дня

1. По физической культуре

Три раза в неделю, одно на воздухе в первой половине дня. Проводит инструктор по физической культуре.

2. Музыкально-ритмическое

Один раз в неделю, длительность 25 – 30 мин. Проводит музыкальный руководитель.

3. Занятие игровым стретчингом

Один раз в месяц, длительность 25 – 30 мин. Проводит инструктор по физической культуре.

4. Занятия из серии «Уроки здоровья»

Проводится два раза в месяц, под руководством воспитателя.

3. Самостоятельная двигательная деятельность

1. Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе под руководством воспитателя. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4. Физкультурно-массовые мероприятия

1. Физкультурный досуг

Один раз в месяц.

2. Спортивный праздник

Два – три раза в год, на открытом воздухе.

3. Игры – соревнования между возрастными группами

Один – два раза в год.

5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

1. Физкультурные занятия детей совместно с родителями

Один – два раза в год по желанию родителей.

2. Совместные спортивно-оздоровительные,

массовые мероприятия

Приобщение родителей к подготовке, проведению и участию в физкультурных досугах, праздниках, походах, открытых занятиях, днях здоровья.

 

Планирование здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Режимные моменты

Виды двигательной активности

Содержание деятельности

Первая половина дня

 

Утро

Прием на воздухе

Индивидуальная работа

Упражнение в основных видах движений (равновесие, упражнения с мячом, скакалкой, обручем, метание предметов)

 

Самостоятельная двигательная деятельность

Игры различной степени подвижности по желанию детей под руководством воспитателя

 

Эмоционально-стимулирующая утренняя гимнастика

Общеразвивающие упражнения; Гимнастика игрового характера;

Ходьба;

Оздоровительный бег;

Дыхательная гимнастика

Релаксация (игры и упражнения на расслабление)

 

 

Минутка здоровья до занятия

Пальчиковая гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Точечный массаж по А.А.Уманской;

Интеллектуальный массаж;

Антистрессовый массаж

 

Регламентированная деятельность (занятия)

Минутка здоровья

во время занятия

Занятия проводятся с физкультминутками и элементами гимнастики для глаз по Г.А.Шичко;

Двигательная разминка между занятиями (ритмические упражнения игрового характера, подвижные игры)

 

Минутка здоровья после занятия

Психогимнастика по М.И.Чистяковой;

Упражнения для расслабления шеи, рук, ног;

Имитационные игры по желанию детей;

Профилактика простудных заболеваний (игровой закаливающий массаж)

Прогулка I

После статических занятий:

 

 

 

После динамических занятий:

 

- оздоровительный бег,

- дыхательная гимнастика,

- игры высокой степени подвижности (с бегом, прыжками).

 

- оздоровительная ходьба,

- гимнастика для глаз (наблюдение за явлениями природы),

- игры средней степени подвижности (в кругу, на внимание, равновесие, координацию);

Деревотерапия (прикоснись к березке…)

 

Самостоятельная двигательная деятельность

Игры различной степени подвижности по желанию детей под руководством воспитателя

 

Индивидуальная работа

Упражнение в основных видах движений

 

Минутка здоровья после прогулки

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Чтение и декламирование детских произведений;

Слушание музыки, звуков природы;

Релаксация;

Коммуникативные игры и дружеское общение

Подготовка ко сну, сон

Ритуал засыпания

Музыкотерапия

Вторая половина дня

 

Постепенный подъем

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика пробуждения – бодрящая под звуки мелодичной музыки:

Самомассаж сухой махровой рукавичкой;

Ходьба по массажным дорожкам;

Тренирующая игровая дорожка (полоса препятствий: переступание, прыжки через предметы, ползанье и др.);

Имитационные упражнения;

Дыхательные упражнения

 

Коррекционная групповая и подгрупповая работа

Дыхательно-звуковая гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Массаж кистей рук;

Точечный массаж по А.А.Уманской;

Фонетическая ритмика – речь с движениями;

Речевые игры

Прогулка II

 

Дифференцированные игры и спортивные упражнения с использованием спортивных атрибутов и оборудования;

Самостоятельная игровая деятельность (игры средней и малой подвижности по желанию детей);

Индивидуальные двигательные задания для развития основных движений

Уход детей домой

 

Прощание с элементами логоритмики

 

В конце учебного года сравнительный анализ результатов оценки показал, что в сравнении с прошлым годом в контрольной группе количество детей, имеющих I группу здоровья равно нулю, II группу здоровья имеют 100% детей. Результаты оздоровительной работы в экспериментальной группе говорят о том, что количество детей, имеющих I группу здоровья 15% (3 человека). Этим доказывается эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательную деятельность группы.

Также было отмечено улучшение показателей физического, развития воспитанников экспериментальной группы, имеют высокий уровень – 45% детей, средний уровень физического развития – 55%, низкого уровня физического развития в учебном году не зафиксировано. Важно отметить, что положительная динамика выявлена лишь в группе, в которой реализовывался комплекс здоровьесберегающих технологий. В контрольной группе напротив показатели физического здоровья стали ниже, в прошлом 2017 – 2018 учебном году низкого уровня физического развития в этой группе не было, на сегодняшний день низкий уровень физического развития имеет один ребенок – 5% от общего количества детей группы.

Эффективность оздоровительной работы показал и сравнительный анализ заболеваемости.

Уровень заболеваемости в экспериментальной группе значительно снизился и на сегодняшний день ниже чем в контрольной группе, несмотря на то, что дети контрольной группы два года подряд имели меньше пропусков по болезни, чем дети экспериментальной группы. Результаты снижения заболеваемости доказывают эффективность применения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве группы.

В процессе экспериментальной работы в течение года были исследованы 40 детей, воспитанников подготовительных к школе групп. Были определены контрольная и экспериментальная группы. До начала систематической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий был проведен анализ состояния здоровья детей. Анкетирование родителей. Разработана структура усовершенствованного двигательного режима дня, составлено планирование и план реализации здоровьесберегающих технологий в режиме дня группы.

Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что тесное сотрудничество дошкольного учреждения и семьи позволяет сохранить и укрепить здоровье детей, приобщать их к ценностям здорового образа жизни. В течение года дети и родители экспериментальной группы получали знания по валеологии, с ними проводились совместные музыкальные и физкультурные занятия, досуги и праздники. Родители освоили элементы коррекционных гимнастик, упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, упражнения и игры для профилактики и лечения плоскостопия, приемы игрового массажа и способы закаливания. Была возможность получить консультации инструктора по физическому воспитанию, врача и узких специалистов. Сотрудничество с родителями помогло использовать здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении и дома и сделать процесс оздоровления детей непрерывным.

Кроме того, в процессе наблюдения за детьми экспериментальной группы удалось выявить, что дети в процессе регламентированной деятельности стали более активными, уверенными и последовательными в ответах, усидчивыми и дисциплинированными, у них появилась осознанная мотивация к обучению. Можно объяснить это тем, что в работе с детьми экспериментальной группы активно использовались вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии. Именно эти педагогические здоровьесберегающие технологии оказывают влияние на формирование, расширение кругозора детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и организации здорового образа жизни, повышения общего уровня здоровья. Вместе с тем, воспитанники обучаются диалогу, беседе; решаются проблемы с развитием речи, развитием слухового и зрительного внимания, развитием слуховой зрительной и тактильной памяти, низкой самооценкой ребенка; развиваются индивидуальные способности; снижается тревожность и улучшается эмоциональное состояние, нарушенное различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями.

Поэтому считаю, что системное использование здоровьесберегающих технологий в структуре здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения будет способствовать эффективному формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и активизации резервных возможностей организма, т.е. количество простудных заболеваний у детей снизится, а процент посещаемости воспитанниками дошкольного учреждения, уровень физического развития и общий уровень здоровья детей повысится.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×