МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
п.Североморск-3
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Обучение детей с 6 лет в классе баяна и аккордеона в ДШИ, ДМШ»
Составил : преподаватель МБУДО ДШИ
Скороходова Надия Фаргатовна.
п.Североморск-3
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.
В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5-6 летнего возраста. Это связано с желанием родителей обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон.
Какой-либо литературы по обучению детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данного методического конспекта, который предназначен для обучения детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне.
Необходимо наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике.
Данный конспект рассчитана на музыкальное развитие детей младшего возраста .
Направление– общеобразовательное.
ЦЕЛЬ: создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).
Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Для успешности обучения необходимы следующие условия:
- Физическая готовность
- Психическая готовность
- Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную).
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.
Основная цель обучения - общемузыкальное развитие
Сопутствующие цели:
- приобщение к любительскому музицированию “игре для себя”
- пробуждение интереса к прекрасному
- воспитание музыкального вкуса.
Ключевая задача музыкального образования:
приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.
Как показала практика общения с родителями в задачах и целях обучения игре на инструменте в системе Детской школы искусств, они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов детей:
- свободно читать с листа музыкальные произведения;
- иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- петь под собственный аккомпанемент;
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
- развивать и расширять образное и эмоциональное - чувственное восприятие
Эти пожелания родителей и должны стать руководством к действию педагогов Детской школы искусств во время всего периода обучения ребенка в музыкальной школе.
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
Задачи первых двух лет обучения:
Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).
Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной разработке, обладали определенными музыкальными способностями:
- музыкальный слух
- ритм
- память
Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога.
Так, Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:
- музыку веселую, радостную, спокойную
- звуки высокие, низкие, громкие, тихие
- в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)
- на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).
Ребенку понятны требования:
- как надо спеть песню
- как двигаться в спокойном хороводе
- как двигаться в подвижной пляске.
Шестой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении детей шести лет необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу.
Дети шестилетнего возраста могут:
- самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение
- разобраться в средствах музыкальной выразительности:
а)слышать динамические оттенки
б) понимать настроение музыкальных пьес
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Содержание работы:
- слушание музыки (определение характера, жанра)
- сознание ритмического своеобразия жанров
- пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него.
- определение количества звуков, мотивов
- осознание понятие относительной высоты звуков
- знакомство с ладом
- знакомство с интервалами
- постановка руки и освоение штрихов
- игра в ансамбле
- исполнение легких пьес, этюдов, упражнений
- выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.
На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов.
Предпочтение следует отдавать игре нон легато.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.
Убедившись в том, что малыш:
- слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
- хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
название клавиш;
- имеет представление о том, что мелодия складывается из различных - длительностей и имеет определенный метроритм;
- владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки,
можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам.
Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок (составляет педагог индивидуально для каждого ребенка).
Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:
- подготовить ремни
- подобрать стул нужной высоты
- установить зеркало (пусть ученик полюбуется на себя)
Часть урока посвятить упражнениям:
Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками “вместе” (“Мостик”, “Прыжки”, “Мячик”, “Классики”, “Прыгающий мостик”)
Подготавливающим игровые движения на инструменте, для развития гибкости рук
На релаксацию
Воздушным клапаном
Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:
- “Пошли в гости” - используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем.
- “Замок - молния” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
- “Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
- “Меткий стрелок” или “Охота”. Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
- “Найди меня” - упражнение на развитие слуха.
- “Шагающий экскаватор” - передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
- “Медведь”. Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
- “Эхо” - развитие слуховых навыков.
- “Кукушка” - передача характера.
В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к “целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.
Формы работы:
1. Индивидуальное обучение в классе по специальности. Форма занятий – урок по 20 минут на инструменте и 20 минут теории 2 раза в неделю.
2. Игра в ансамбле с педагогом.
Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.
Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
- развить и активизировать творческое начало личности ребенка.
- увлечь ребенка музыкой
- приобщить ребенка к творчеству
- Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:
- Знакомство с инструментом
- Знакомство с диапазоном, клавиатурой
- Освоение ритмических закономерностей
- Приобретение элементарных первоначальных игровых движений
- Освоение динамических оттенков, штрихов
- Развитие звукового воображения
- Работа с родителями
Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
А.Д. Артоболевская писала: “Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.
Цели сотрудничества:
- создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей -музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
- создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют:
- полное доверие
- доброжелательность
- заинтересованность и общность цели
Задачи в работе с родителями:
- включение родителей в образовательный процесс
- сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в егоежедневных занятиях дома.
- формирование новых интересов семьи
- духовное сближение детей и родителей
- формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях:
- индивидуально
- с коллективом родителей
Наиболее рациональная форма работы с родителями:
- приглашение родителей на уроки (особенно важен начальный этап обучения)
- родительские собрания с концертом учащихся
- индивидуальные и коллективные консультации
Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)
Для педагогов, работающих по этой методической разработке, необходимо иметь как минимум следующие учебные пособия:
Д.Самойлов “15 уроков игры на баяне”
Г.Стативкин “Начальное обучение на готово-выборном баяне”
Г.Бойцова “Юный аккордеонист” I-II части и другие (указаны в списке литературы)
Учебно-материальная база:
Для работы с детьми 5 - 6 летнего возраста необходимо подготовить в классе маленькие, соответствующие росту учащихся стульчики, и непременное условие – музыкальные инструменты небольшого размера. В нашей школе есть такие инструменты:
Баяны:
Этюд
Аккордеоны:
“Weltmeister” 25 х 32
КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ
- Формы контроля:
- Контрольные задания
- Контрольные уроки (1 раз в четверть)
- Публичные выступления
- Оценочные критерии:
- Знаковые оценки (солнышко, тучка)
- Оценка в виде символа (мажорки – минорки, золотые нотки)
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К концу года ученик должен освоить:
15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе
этюды, ансамбли с другим учеником или преподавателем разной степени завершенности (от разбора - знакомства до концертного исполнения с обязательной точкой фиксации каждого музыкального произведения в “Индивидуальном плане учащегося”)
различные упражнения для обеих рук
гамму До мажор.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аккордеон. Хрестоматия 1-3 кл. ДМШ Москва «Кифара» 2002 г.
2. Аккордеон в музыкальной школе. вып. 16 Пьесы для 1-2 кл. Москва «Советский композитор» 1974 г.
3. Аккордеон в музыкальной школе вып. 24 для 1-2 кл. Москва «Советский композитор» 1977 г.
4. Ансамбли для баянистов и аккордеонистов. Составитель Р.И. Гречухина. Изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2002 г.
5. Бажилин Н.Р. «Самоучитель игры на баяне" (аккордеоне) Москва 2000 г.
6 .Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» Москва 1999 г. Изд. Владимира Катангского
7 .«Баян» подготовительный класс Киев «Музичка Украина» 1990 г.
8. «Баян» 1 класс Киев «Музичка Украина» 1983 г.
9. «Баян» 1-3 классы ДМШ Хрестоматия, под редакцией Д.Самойлова Москва «Кифара» 2001 г.
10. Бойцова Г. «Юный аккордеонист» ч.1 Москва «Музыка» 1994 г.
11 .Бойцова Г. «Юный аккордеонист» ч 11 Москва «Музыка» 1994 г.
12 .Мирек А. «Самоучитель игры на аккордеоне» Москва «Советский композитор» 1982 г.
13. Мирек А. «Школа игры на аккордеоне». Москва «Советский композитор» 1972 г.
14. Муравьева Е.И. «Аккордеон с азов» Изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1998 г.
15. Наумов Г. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне» Москва «Музыка» 1977 г.
16. «Педагогический репертуар аккордеониста» вып. 6 1-2 кл. ДМШ
Москва «Музыка» 1977 г
17 .Самойлов Д. «15 уроков игры на баяне» Москва «Кифара» 1996 г.
18. Стативкин Г. «Начальное обучение на готово выборном баяне» Москва «Музыка» 1989г.
19. Хереско Л. «Музыкальные картинки» редакция Н.Копчевского Ленинград «Советский композитор» 1982 г.
20. «Хрестоматия аккордеониста» 1-2 кл. ДМШ Москва «Советский композитор» 1978 г.
21. «Хрестоматия аккордеониста» 1-2 кл. ДМШ Москва «Музыка» 1991 г.
22. «Хрестоматия баяниста» мл. кл. ДМШ, вып. 2 Составитель А.Крылусов Москва «Музыка» 2002 г.
23. «Юный аккордеонист» под редакцией П.Говорушко Москва «Музыка» 1964 г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат