Михайлова Любовь Ивановна,
учитель начальных классов МБОУ
«Райковская СОШ им. Н.И. Носова»
аал Райков, Усть-Абаканский район,
Республика Хакасия
Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с зпр
Актуальность этой темы в том, что дети с задержкой психического развития – самая многочисленная из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), «состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания» (Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ).
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача - обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив школы иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе.
В основе этих проблем со здоровьем лежат нарушения различных сторон психофизического развития: слухо-речевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы и т.д.. Заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития (ЗПР).
«Специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам. Соответственно, ещё одним важнейшим основанием для разработки стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории обучающихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию» (Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ).
В современной педагогической теории и практике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с здоровыми детьми при создании дополнительных условий (организационных, педагогических, психологических), облегчающих процесс обучения.
Для учителя, работающего со школьниками в условиях интегрированного класса, постижение сути процесса обучения детей с задержкой психического развития является чрезвычайно важным. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20- 25 лет возросло в 2 - 2,5 раза (30% и более). Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и продолжается до сих пор.
Современный подход к специальному (инклюзивному) образованию отражает ориентацию на социальное развитие ученика, на оптимальную интеграцию индивидуального и социального, на формирование у учащихся социальной компетенции, определяемой соответствующим стандартом, отражающим государственную норму образованности, подготовку учащихся к жизни.
Однако успешному осуществлению коррекционной работы с учащимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического развития, а также приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике уровня психического развития ребенка: диагноз «Задержка психического развития» определяется исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром. При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития потенциалов ребенка.
Очевидно, что для учителя массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным.
В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР), необходимо рассматривать как сложную систему медицинских и психолого-педагогических воздействий (Л.П. Кезина, Н.М. Назарова, М.И.Никитина и др.).
Характеризуя сопровождение как комплексный метод, многие авторы (Т. В. Ахутина, М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Н. Л. Коновалов, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова) выделяют его этапы: диагностика, решение проблемы, консультация и первичная помощь на этапе реализации принятого плана.
При обучении школьников с задержкой психического развития такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей и эффективных методов их коррекции, которые рекомендованы в проекте Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР). Она составлена с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.
При планировании программы работы с детьми с ЗПР необходимо ориентироваться на нормативно-правовую базу специальной педагогики, которая находится в процессе становления, единую концепцию ФГОС (Федерального государственного стандарта) для детей с ограниченными возможностями здоровья, проект Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с различными типами нарушений развития и проект ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР.
Программы коррекционной работы направлены на создание системы комплексной помощи обучающимся, коррекцию недостатков в психическом развитии и социальную адаптацию проблемных обучающихся, выявление их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями образовательных маршрутов ПМПК (варианты 7.1 или 7.2).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям Стандарта является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Кроме вышесказанного, программы должны содержать: систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП НОО;
корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников Организации и других организации, специализирующихся в области социально-психолого-педагогической поддержки семьи и других социальных институтов, который должен обеспечиваться в единстве урочной и внешкольной деятельности.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего общеобразовательного процесса – через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурную упрощённость содержания, повторность в обучении);
--- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, ритмика);
--- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, повышения мотивации.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Таким образом, теоретически изучив особенности планирования, содержания и условий реализации коррекционных программ начального образования обучающихся с ЗПР, можно сделать следующие выводы:
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР необходимо рассматривать как сложную систему медицинских и психолого-педагогических воздействий с помощью эффективных методов коррекции, рекомендованных в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР
2. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы.
3. Коррекционные программы содержат:
а) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
б) мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП НОО;
в) корректировку коррекционных мероприятий;
4. Интегративным результатом реализации вышеуказанных условий образования должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, с учётом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность; нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной корекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учётом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Список использованных источников
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982.
Борякова
Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у де
тей с задержкой психического развития, - М., 2003.
Выготский
Л. С. Лекции по психологии. СПб
., -
1999
Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы: Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку пси
хиче
ского развития
г
. Новокуйбы
шевск, 2007
Проект Концепции государственного образовательного стандарта
обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
6.Проект. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат