Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Работа в кружке по обучению детей игре в шахматы проводилась по методике Игоря Сухина- автора занимательного пособия для родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране». Продолжила использовать в работе следующую литературу: «Шахматный букварь А.Кентлера, авт. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», авт. Гришин В. «Малыши играют в шахматы», Е. А.Бареев «Гроссмейстеры детского сада», рабочие тетради В.А.Москалева и В.Касаткиной и Е.Волковой «Шахматы с енотом .
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Были поставлены следующие задачи:
создать условия для эффективного овладения детьми игры в шахматы
способствовать формированию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции;
обучить детей основным приемам игры в шахматы;
развивать способность к самооценке и самоконтролю
Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске ,правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй половины года дети стали знакомиться с шахматными понятиями-шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры- дебютом (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.
Использовались различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик», упражнение «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало». Проводились командные игры «Чья команда быстрей расставит фигуры», «Чьи пешки первыми превратятся в шахматную фигуру», «Какая команда быстрее поставит шах королю».
Занимаясь на большой шахматной доске, на которой демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды. Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у детей развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).
Стимулировала познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность .Сочинили сказку про короля, по мотивам русской народной сказки «Колобок», и драматизировали её,
Изготовили подарки мамам на 8 марта, сделали открытки в шахматном стиле.
Использовала компьютерную игру «Динозаврики учат шахматам», которая так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.
Успешное обучение детей шахматам требовало участия родителей , их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому каждому ребенку была подготовлена папка, в которой был подобран материал для закрепления полученных знаний дома. Родители могли ознакомиться с памятками «Шахматный этикет», «Как стать рыцарем шахмат», «Взялся- ходи».
Анализ овладения детьми теоретического и практического уровня освоения азов шахматной игры показал, что:
Высокий уровень у 4 детей- 33%; средний уровень у 7детей-58%; низкий уровень у 1реб -9%. Причины низкого уровня - плохая посещаемость. Первый год обучения игры в шахматы окончен удувлетворительно.
Оценка уровней:
Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь, вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.
Средний уровень – знает названия шахматных фигур, но не всегда использует в речи шахматные термины. С помощью подсказки воспитателя играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Проявляет интерес к занятиям шахматами. С помощью взрослого выстраивает внутренний план действий.
Низкий уровень - испытывает затруднения в объяснении названий и ходов шахматных фигур, с помощью подсказки взрослого играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами , проявляет не долговременный интерес к занятиям шахматами, не желает выстраивать внутренний план действий, не настойчивый в достижении цели.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат