ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ОТРЯДА ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ
Фрушенкова Мария Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 36 имени Гавриила Романовича Державина"
Юные инспекторы движения – это не только надёжные помощники в деле изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, но и отличный способ организации досуга школьников, который помогает им выработать активную жизненную позицию.
В настоящее время одной из важных проблем является дорожно-транспортный травматизм с участием детей и подростков. Актуальность и практическая значимость профилактики обусловлена высокими статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Только за 2018 год на территории Российской Федерации зафиксировано порядка 19 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет [2].
Анализ детского травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении предостаточно, но одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряд юных инспекторов движения.
Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) – это творческое объединение школьников, которые помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах города) среди учащихся своей школы [1].
В нашей школе отряд ЮИД функционирует с 2018 года. Членами отряда являются учащиеся разных классов, отряд имеет свою структуру, название, девиз, законы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по программам «Азбука пешехода» для детей от 7 до 8 лет, «Юный инспектор движения» для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Ребята занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений.
При построении системы работы по изучению правил дорожного выделяем три важных аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
р
ебенок – пешеход;
р
ебенок – пассажир городского транспорта;
р
ебенок – водитель детских транспортных средств (велосипед,
самокат
, ролики и др.).
Программа предполагает не только проведение академических занятий, но и использование активных нестандартных форм работы через коллективно-творческую деятельность.
Занятия в отряде ЮИД имеют ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родите
ли, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
использование наглядных пособий, ИКТ и всех средств наглядности;
доброжелательная и
непринуждённая
обстановка работы кружка.
Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением и правила их применения, иллюстрируют действия предписанные. Правилами участникам дорожного движения в случаях применения различных средств регулирования, раскрывают особенности регламентации движения в различных условиях, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и другим участникам движения.
Активизирует познавательную деятельность через различные формы самостоятельной работы: участие в обсуждение и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых педагогом, анализ устных ответов воспитанников, их дополнение в процессе опроса при проверке знаний, выполнение на схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, по правилам пересечения проезжей части пешеходами, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов и различных творческих работ (рисунки, коллективные плакаты, аппликации и др.).
Формы и методы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально — возрастных особенностей. Это беседы, экскурсии к перекрестку и по улицам города, моделирование дорожных ситуаций на площадках, просмотр видео фильмов, соревнования, конкурсы, ролевые игры, видео тренинги.
Занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий дают возможность детям максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения.
Итоговые занятия проходят в форме соревнований, конкурсных программ, выступлений агитбригад, выпускных рингов с использованием творческих заданий по изученным темам, разделам, при активной поддержке родителей, одноклассников.
В течении учебного года Городской штаб юных инспекторов движения Великого Новгорода проводит культурно-массовые мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий, где дети могут продемонстрировать свои знания и умения, полученные на занятиях в школе. ( «Безопасное колесо»,"Дорожная безопасность"," "Здравствуй, лето - светофор!" и др.).
Литература:
Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе : уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 222 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат