УДК 60.
«Использование технологии плетении тастаров и изготовления
Дагестанского современного национального платья»
Магомедова С.И.
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ им. Ю. А. Акаева»
Кизилюртовский район с. Султанянгиюрт р. Дагестан
учитель технологии почетный работник общего образования Р.Ф.
e-mail: magomedova-59@mail.ru
Абитаева Г.Р.
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ им. Ю. А. Акаева» .
Кизилюртовский район ученица 10 класса
e-mail: vishnya39@mail.ru
Аннотация: исследование посвящено одному из уникальных видов декоративно прикладного искусства-плетению тастаров, его возрождению и применению в современном костюме. Исследовательская работа показала , что у людей среднего возраста этот вид рукоделия еще востребован и что культурное наследие, мудрость и опыт необходимо передавать молодому поколению.
Ключевые слова: традиции, промысел, возрождение ,применение, культура
Abstract:
Key words: tradition craft, revival, application, culture.
Научная статья
Старинные плетенные платки –тастары, отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки. К сожалению, в последнее десятилетие технология плетения тастаров почти забыта, мастериц, владеющих секретами ремесла практически не осталось. В своей работе я хотела бы продемонстрировать как можно найти альтернативу применению в декоративно-прикладном искусстве традиционному элементу одежды дагестанки в новом образе
Искусство тастароплетения на Кавказе частично утрачено. Оно теряет свою популярность среди молодежи, оставались элементом костюмов лишь среднего и старшего поколения. Реконструкция технологии плетения и дальнейшее её применение в современном костюме позволит сохранить изысканность и неповторимый национальный колорит. Возникшая необходимость сохранения традиций выполнения тастаров, которые великолепно сочетаются с современными элементами одежды, позволила провести ряд исследований по этой теме автор статьи предлагает создать коллекцию современной одежды, сочетая её с разными видами тастаров, выполненных по старинным технологиям. Это позволит популяризировать так называемые «экологически корректные ткани» активно пропагандировать здоровый образ жизни и экономить природные ресурсы. К глубокому сожалению, плетение как рукоделие – один из видов, который теряет значимую популярность в детском мире. А ведь именно сейчас, владея такими знаниями, применяя современный опыт, человек может окружить себя уютными вещами такими : как (блузы, кофты, свитера, шапки, платья, платки., скатерти, салфетки, шторы, подушки, бижутерия, игрушки ).Следовательно, на современном этапе необходимо поднять значение плетения как вида рукоделияС учетом вышесказанного очевидна необходимость обращения к исследованиям, раскрывающим сущность и влияние плетения на личность.Этим и обусловлен выбор темы исследовательской работы «Современная одежда с национальным компонентом»
Самостоятельно связанная и плетеная вещь хранит тепло рук мастерицы и любовь, которую она вложила в свое изделие. Пожалуй, вязальщицу можно сравнить с художником. Ее спицы или крючок рисуют оригинальный рисунок, а созданная вещь абсолютно уникальна. Процесс плетения успокаивает нервы, не дает скучать вечерами, увлекает и становится любимым делом.
В наши дни плетение как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары – начиная от головных уборов и заканчивая обувью. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Просмотрев несколько журналов по плетению и вязанию, не нашла нечего подходящего для моей модели. Мы сделали эскизы, нарисовали будущую модель и приступили к работе. На базовой основе мы смоделировали платье и сделали лекало. Сплели лиф и юбку, обработали горловину и пройму каймой и вышили цветы. Пришли к выводу, что аналогов модели нет. Плетение национального платья.
Платье начинают вязать с первого ряда ячеек. Количество их в ряду зависит от ширины платья. К первому ряду ячеек подвязывают необходимое количество полуячеек, чтобы получить полотно нужной ширины набираем петли. Делается это следующим образом: в левую руку берут палочку, подносят ее к основе, к тому месту, где привязана рабочая нить и держат большим и указательным пальцами вместе с основой. Рабочую нить опускают сверху на палочку и на свою ладонь и придерживают ее остальными тремя пальцами – средним, безымянным и мизинцем. Игла лежит пока у вас на коленях (работаем сидя). Указательным пальцем правой руки подхватываем рабочую нить снизу в том месте, где она переходит в ладонь. Оттягиваем ее на 4-5 см. перекручиваем один раз движением от себя и в полученную петлю проводим под палочкой и укладываем ее на основу. Затем правой рукой берем иглу - челнок, просовываем ее в петлю из -под нити основы и затягиваем петлю вокруг палочки. Образовалась первая петля и первый узел. Таким образом завязываем нужное количество петель; обычно для полотна размером полтора метра примерно 250 петель. Плетение платья с челноком – экологически чистое производство:
нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, в водоемы;
при работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека;
Исследовательская работа показала, что плетение, как вид рукоделия ,хотя и утратил свою значимость и популярность среди молодежи, тем не менее оно востребовано еще людьми среднего возраста .
Плетение позволяет не только перенять опыт и мастерство предков, но и укрепляет взаимоотношения в семьях между старшим и младшим поколением.
Рукоделие формирует культурные ценности, утраченную материальную духовную полноценность бытия, помогает раскрыть свои истинные способности и приобщиться к культурному наследию. Прелесть рукоделия заключена в том, что она ненавязчиво учит нас, принимать мудрость и опыт времен, позволяя им проникать в нас и дополнять со временем своим опытом.
Самостоятельно связанная вещь хранит тепло рук мастерицы и любовь, которую она вложила в свое изделие. Вязание имеет огромный терапевтический, успокаивающий эффект в отношении к окружающей действительности.
Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизировать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга и чести. Так и мы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, должны пронести через века свою национальную одежду.
Литература
Список литературы.
1. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. историко-этнографический атлас. Одежда народов Дагестана, - Пущино, 2001.
2. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. – М.,1981.
3. Гаджалова Ф.А. Народная вышивка Дагестана. - Махачкала, 2005.
4. Гаджиханова Р.Г. Дагестанский костюм. - Махачкала, Эпоха, 2010.
5. Гольдштейн А. Башни в горах. – М., Советский художник, 1977.
6. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. –М., Наука, 1982.
7. Исмаилов Г.И. Даргинская вышивка. Уходящие образы старины.
– Махачкала, 2005.
8. Полная энциклопедия женских рукоделий. Составитель Будур Н. – М. «ОЛМА-ПРЕСС», 1999
9..Интернет ресурсы: сайты @Mail.ru, Rambler, Yandex. (http:art-batic.ru/category/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат