Не тяжба, а дружба – залог успеха
«службы примирения» и согласия в ДОУ
Гефсиманская Зоя Захаровна
педагог-психолог
МАДОУ №103 «Детский сад комбинированного вида»,
Покутная Евгения Владимировна,
старший воспитатель
МАДОУ №103 «Детский сад комбинированного вида»,
г. Кемерово, Кемеровская область
Вспомним историю, описанную Н.Гоголем, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Взаимная враждебность упомянутых персонажей длилась много лет. Из-за чего произошла ссора, они уже не помнили, но тяжба в судах, опустошающая их карманы и душу, длилась многие годы и не прекращалась до седых волос.
Наше обращение к классику не случайно, оно связано с проблемой, все более заметной в общественной жизни, - конфликтами. Трудно сказать, каких конфликтов происходит больше: межличностных или межгрупповых. Но любой из них, не получивший разрешения, как правило, порождает несколько новых, и так продолжается, множась в геометрической прогрессии. «Территория» конфликта напоминает выжженный участок, особенно, если это территория детского дошкольного учреждения: ребенок получает психотравму, педагог – потерю доверия и статуса, родители – серьезный стресс на всю жизнь. Именно так и происходило на территории нашего ДОУ три с половиной года назад.
Наша дошкольная образовательная организация расположена в отдаленном районе мегаполиса, где низкая цена на жилье является привлекательным фактором для мало обеспеченных семей, семей, приезжающих на ПМЖ из бывших союзных республик, а также маргинальных слоев населения. Поэтому дети в наш детский сад поступают из семей, относящихся к разным социальным слоям, разным национальностям, от родителей с разным образовательным уровнем, что само по себе создает почву для некоторых противоречий и, как следствие, конфликтов.
Коллектив ДОУ насчитывает 70 сотрудников, а вернее, сотрудниц, если не считать 3-4 мужчин. В ДОУ воспитываются 330 детей от 2,5 до 7.0 лет. Ежедневно их приводят родители, бабушки, дедушки, иные родственники. Таким образом, учреждение ежедневно посещают в среднем около 800 человек, причем, не склонных к дипломатии в общении.
Нельзя сказать, что конфликтами совсем не занимались. Для их разрешения использовались административные меры воздействия, беседы с психологом, делались попытки «разъяснительного» характера, однако происходило лишь кратковременное «затихание», затем - новая вспышка.
Так продолжалось до тех пор, пока однажды педагог-психолог ДОУ не посетила лекцию кандидата психологических наук Е.Белоноговой, которая рассказывала о том, что существуют альтернативные техники разрешения деструктивных конфликтов, которые используют «Службы примирения», созданные в некоторых школах Кемеровской области.
Педагог-психолог эту информацию сообщила администрации ДОУ. Обсуждение протекало в русле рассуждений: насколько это будет действенным, какая польза от работы специалистов по урегулированию конфликтов и о каких затратах идет речь?
Четких представлений не имели, хотя собрали некоторую информацию. И все же, решено было начать работу в этом направлении, так как ситуация выходила из-под контроля - для разрешения конфликтов в учреждение приезжали работники департамента образования.
Изначально педагог-психолог ДОУ разработала программу «Добрыня», целью которой было разрешение деструктивных конфликтов и их профилактика. Педагог-психолог провела диагностику педагогов и родителей воспитанников с целью изучения привычных для них способов реагирования в спорной ситуации. Для изучения степени удовлетворенности родителей качеством работы персонала ДОУ, педагог-психолог со старшим воспитателем разработали анкету для родителей. Данные анкеты содержали вопросы по всем видам услуг, осуществляемых работниками детского сада. С помощью анкетирования были выявлены виды услуг, которыми были недовольны родители, то есть, выявлены были «узкие» места в работе персонала и соответственно «болевые точки», становящиеся зоной напряжения во взаимоотношениях родителей с персоналом ДОУ.
Далее было непосредственное обращение к специалистам по медиативным практикам, в частности, к Е.Белоноговой. Нам была оказана помощь в обучении педагогического коллектива приемам и методам разрешения деструктивных конфликтов. Обучение прошли 30 педагогов, включая медработников и администрацию ДОУ.
Педагог-психолог и воспитатель прошли обучение, участвуя в тренингах, проводимых родоначальниками медиативных практик А.Коноваловым и Р. Максудовым. А далее последовало создание «службы примирения» и работа с возникшими и латентными конфликтами.
В ходе медиативных практик появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям
В текущем учебном году специалистами «службы примирения» ДОУ широко использовалась такая форма медиации, как «круги сообщества» Данная форма позволяет привлекать родителей воспитанников к участию в образовательном процессе, активно содействовать преодолению проблем, возникающих в ходе воспитания детей.
Так в одной из групп некоторая шалость воспитанника привела к тому, что травмировался мальчик, с которым он чаще всего играл в группе. Родители пострадавшего ребенка, потребовали от администрации детского сада перевести «баловника» в другую группу, опасаясь за безопасность своего сына. Родители «баловника», в свою очередь, обвиняли во всем только лишь воспитателя, который, по их мнению, плохо выполнял свои обязанности. В этот конфликт оказались вовлечёнными все родители группы. Начались ссоры и взаимные обвинения на глазах детей. Специалисты «службы примирения» занялись разрешением конфликтной ситуации. Они потратили немало сил и времени, для урегулирования конфликта, а, вернее, нескольких локальных конфликтов в этой группе. Беседы с одной стороной конфликтующих, затем с другой, наконец, убедили участников конфликта собраться на «общем» «круге примирения» и попытаться разрешить возникшую ситуацию. На этом мероприятии присутствовали все родители детей данной группы, воспитатели, специалисты «службы примирения», заведующая детским садом. «Символ слова» (маленькая игрушка) передавался по кругу, каждый высказывал свои чувства по поводу происходящего. Эмоции переполняли людей, поэтому через 2, 5 часа решено было приостановить работу. Процесс примирения был продолжен на следующий день. В итоге была достигнута договоренность и выработано «соглашение», которое подписали все участники «круга». А далее, родители, воспитатели, администрация детского сада выполняли принятое решение и сами контролировали ход исполнения. Так конфликтная ситуация была разрешена, а дети, родители которых так хотели их «развести» по разным группам, вновь дружат и больше не ссорятся.
Практика работы показала, что использование инновационных техник разрешения конфликтов дает положительные результаты.
Мониторинг работы «службы примирения» ДОУ выявил снижение общего количества конфликтных ситуаций на 50%, снижение уровня напряженности во взаимоотношениях педагогов с родителями; повышение конфликтологической компетентности педагогов. активизацию родителей, стремящихся к объективному рассмотрению конфликтогенных ситуаций, восстановление способности участников конфликта понимать последствия ситуации для себя и «второй» стороны, принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, прекращению взаимной вражды и нормализации отношений, ориентацию на взаимное уважение.
Таким образом, создание в ДОУ «службы примирения» продиктовано необходимостью нормализации взаимоотношений педагогического коллектива с родителями воспитанников. В свою очередь, сотрудничество педагогов с родителями невозможно без согласования действий, подходов в воспитании детей, знаний психологических особенностей каждого ребенка, стремления к позитивному и конструктивному общению.
«Служба примирения», сотрудники которой используют инновационные техники примирительных практик, работает эффективно и востребована временем.
Служба примирения оказывает помощь заведующей ДОО.
В ДОО
начинает создаваться инновационная практика примирения.
Риск жалоб в управление образования снижается.
Сам руководитель тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.
Отношения в ДОО
улучшаются.
Ценности восстановительной медиации распространяются среди родителей
(законным представителям)
воспитанников и педагогов ДОО
.
Служба примирения оказывает помощь педагогам ДОО
Предоставляется возможность управлять конфликтами.
Предоставляется возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию отношений между участниками образовательных отношений.
Восстанавливается
душевное равновесие в ходе «Кругов», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов
.
(
к
ратко поясните,
пож-та
, или представлено ниже?
)
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений.
Появляются инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
В ходе медиации появляется возможность понять другую сторону,
помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
Служба примирения помогает родителям (законным представителям)
Приобрести навыки конструктивного взаимодействия с детьми.
Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными в общении.
Получить информационно-просветительскую и консультативную помощь родителям по психологическим особенностям детей, разрешению сложных жизненных ситуаций, особенностям взаимодействия с детьми.
Реализация проекта вступила в заключительный этап.
Количественный мониторинг работы Службы примирения уже показал:
С
нижение общего количества конфликтных ситуаций;
С
нижение количества конфликтов с деструктивными последствиями;
А
ктивизация родителей, включенных в состав службы примирения, посещающих занятия «Школы для родителей»
(кратко поясните,
пож-та
, какие мероприятия проводятся)
О
тмечается снижение уровня напряженности во взаимоотношениях пед
агогов с родителями; повышение
конфликтологической
компетентности педагогов.
Качественный мониторинг также выявил положительные изменения:
1.Активизацию родителей, стремящихся к объективному рассмотрению конфликтогенных ситуаций.
2.Снижение напряженности в педагогическом коллективе и во взаимодействии педагогов с родителями.
3.Восстановление способности участников конфликта понимать последствия ситуации для себя и «второй» стороны.
4. Принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, прекращению взаимной вражды и нормализации отношений, ориентация на взаимное уважение.
Таким образом, создание в ДОУ службы примирения продиктовано необходимостью нормализации взаимоотношений педагогического коллектива с родителями воспитанников. В свою очередь, сотрудничество педагогов с родителями невозможно без согласования действий, подходов в воспитании детей, знаний психологических особенностей каждого ребенка, стремления к позитивному и конструктивному общению.
Службы примирения, не дань моде, а требование времени.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат