О.О. Тимлина
воспитатель МБОУ СШ №56, город Ульяновск
Создание педагогических условий для формирования звуковой аналитико-синтетической активности старших дошкольников
Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача воспитателей и родителей. Решение проблемы во многих важнейших сферах жизни детей зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений.
Нами была разработана рабочая программа «Грамотеи» на основе изучения различных технологий по проблеме обучения дошкольников грамоте (Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009 г.) и была реализована на кружковых занятиях.
Для определения имеющегося уровня речевого развития у дошкольников были отобраны следующие методики, адаптированные для проведения диагностического исследования в ДОО: диагностический инструментарий Е.Ю.Титовой, тест «Готов ли ваш ребенок к школе?» Е.В.Колесниковой, опросник Керна - Йирасека . В результате нашего исследования были получены следующие результаты. Среди дошкольников 13% воспитанников показали высокий уровень знаний и умений в области речевого развития, на среднем уровне - у 53% детей. А вот 34% детей в группе продемонстрировали низкий уровень речевого развития. И даже при достаточном уровне первоначальных знаний, к сожалению, у большинства дошкольников наблюдается недостаточная развитость звуко-буквенного анализа и слухового восприятия.
В течение учебного года наша деятельность была направлена на обучение детей грамоте: подготовка к звуковому анализу слова; формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма; совершенствование навыка чтения слов, небольших предложений. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения с большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
В результате проведенной нами работы отмечено повышение уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у дошкольников: трое детей с низкого уровня перешли на средний, а высокий уровень составил 33% детей в группе. Сравнение результатов диагностического исследования дошкольников позволяет вести речь о позитивной динамике речевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников
Ельцова
О.М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте б-7 лет / О.М.
Ельцова
. - М., 2006. - 214 с.
Колесникова Е.В. Развитие
звуко-буквенного
анализа у детей / Е.В. Колесникова. - М, 2008. – 181с.
Хамидулина
Р.М. Обучение грамоте / Р.М.
Хамидулина
. - М., 2009. – 98
с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат