Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи". Работа №20832

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи"
Работа:
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ и ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Наталья Евгеньевна Королёва,
воспитатель дошкольной группы
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области Коррекционная школа - интернат
(г. Куйбышев, Новосибирская область)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это воспитанники, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые влияют на их общее развитие и не позволяют вести полноценную жизнь.Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи, в частности дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в бОльшей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита, а так же наблюдается недоразвитие слухового внимания, пространственных представлений, недостаточный объём памяти, нарушение мелкой моторики.
Выделяют четыре уровня речевого развития.
1 уровень речевого развития- безречевые дети; общеупотребительная речь отсутствует.
2 уровень речевого развития– начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
3 уровень речевого развития– появление развернутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон.
4 уровень речевого развития– остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.Тяжёлые нарушения речи часто сопровождаются дизартрией. Дизартрия - это нарушение произношения, возникающее в результате поражения нервной системы. Поэтому все воспитанники логопедических групп наблюдаются у врачей: неврологов, проходят систематическое лечение. Коррекционная работа включает разные формы и методы. Но театрализованная деятельность пользуется у детей-логопатов неизменной любовью. Такая деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развития у них коммуникативных навыков, эмоциональной сферы. Она способствует повышению уровня самооценки у детей, реализации творческих возможностей каждого ребёнка.У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность. В возрасте 4 -7 лет дети с ОНР с бОльшим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности со взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников, оно носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоём, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ОНР можно определить скорее как игру рядом, чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. На занятиях дети с ОНР предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения - 4-5 лет.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование ресурсов сказки.Сказки близки, понятны, интересны и доступны детям, поэтому их использование помогает устранять те нарушения, которые имеются у детей-логопатов. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идёт работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются ещё и в том, что воздействие на детей в процессе непрерывной непосредственной образовательной деятельности (ННОД) облачено в сказочные одежды, и у детей не возникает ощущения давления.
Одна из форм театрализованной деятельности - игра-драматизация.
Её цель - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Нужно создать для каждого ребёнка СИТУАЦИЮ УСПЕХА, исходя из возможностей данных детей. Театрализованная деятельность помогает преодолеть воспитанникам робость, связанную с трудностями общения, неуверенность из-за дефектов речи. В процессе работы над репликами персонажей активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Перед каждым ребёнком ставится задача - ясно, чётко и понятно изъясняться. Театрализованная деятельность способствует развитию связной речи. Кроме того, разучивание ролей развивает память и интеллект. Ребёнок, осваивая свою роль, проявляет активность и заинтересованность, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но важной и интересной работы, позволяют сделать выводы о позитивных результатах: дети перестают бояться аудитории, чувствуют уверенность в себе, владеют простейшими исполнительскими навыками, становятся добрее, общительнее, внимательнее друг к другу, у многих повышается эмоциональность, интонационная выразительность речи.
Список литературы
1. Агекян, Л.М. Особенности формирования предпосылок активной речи у детей раннего возраста.// Психолог в детском саду. - 2014.- № 4. - С.32 - 42
2. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика.
М.: Культура, 2005. - 240с.
3. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Детская психология. - М.: Издательство
"Юрайт", 2015. - 136с.
4. Волковская, Г.Н., Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104с.
5. Кудрина, Л.В., Кислинская, Н.П., Панфиленко, Г.И., Лагоша, Г.Е.
Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР.//
Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной
научной конференции (г. Казань, октябрь 2015г.). - Казань: Бук, 2015. - С.58.
6. Родионова, Г.С. Развитие творческого воображения дошкольников с
недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения. - 2011.
-№ 8. - С. 30-38.
7. Родионова, Г.С. Развитие творческого воображения и связной речи
дошкольников с ОНР в ходе работы со сказкой // Современные подходы к
организации коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста с особыми образовательными потребностями: сборник
материалов региональной научно-практической конференции, Хабаровск,
2011 — С. 90 - 93.
9. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014. - 40с.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×