Методическое пособие: «Упражнения для развития навыков педагогического общения» к статье «Оптимальное педагогическое общение»
В статье «Оптимальное педагогическое общение» этого выпуска журнала, мы рассматривали понятие оптимального общения и разбирали ряд связанных с этой темой вопросов. Совершенно очевидно, что существует определенный набор профессиональных требований к преподавателю, совершенно не исчерпываемый знанием соответствующего предмета и выученными в пединституте теоретическими положениями общей дидактики и методики. Наряду с конструктивной и организаторской деятельностью преподавателя, существует еще одна интересная и не менее важная деятельность, так называемая коммуникативная деятельность преподавателя.
Напомним, какие же коммуникативные умения необходимо стремиться развивать и совершенствовать преподавателю наряду с отличным знанием преподаваемого предмета с тем, чтобы поставить вопрос о возможности целенаправленного обучения им:
1. Волевые качества, т. е. умения управлять своим поведением.
2. Качества внимания, в особенности такие, как наблюдательность, гибкость (переключаемость) и т. п.
3. Умения социальной перцепции, или «чтения по лицу».
4. Умения понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние и т. п. по внешним признакам.
5. Умения «подавать себя» в общении с учащимися.
6. Умения оптимально строить свою речь в психологическом плане, т. е. умения речевого общения.
7. Умения речевого и неречевого контакта с учащимися.
Ниже представлен ряд упражнений, которые можно выполнять в условиях повседневной деятельности экономя время и одновременно совершенствуя себя.
А. Упражнения на развитие умений
пред коммуникативной ориентировки
1. Выберите в программе телепередач фильм или телеспектакль, который вы не видели и содержание которого совершенно вам незнакомо. Попросите кого-либо из ваших родственников или друзей посмотреть его с начала до конца. Выберите любое время в середине фильма и посмотрите его в течение пяти минут. Затем выйдите в другую комнату и попытайтесь как можно подробнее письменно охарактеризовать одного-двух героев, действовавших в увиденном вами отрывке, их отношения и по возможности предсказать их дальнейшую судьбу в рамках сюжета. По окончании фильма сравните ваши впечатления с мнением «контролера». Стремитесь указать не «анкетные» данные, а по возможности больше различных психологических качеств (интеллект, эмоциональность, волевые качества, внимание и т. д.). Выбирайте фильм, действие которого происходит в условиях привычной вам культуры – русской, украинской и т. п. Повторите такое упражнение несколько раз. Когда вы научитесь более точно и более полно характеризовать героя, уменьшите время просмотра до трех, а затем до одной минуты.
2. Вы ездите на работу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, служебное, общественное и семейное положение, биографию и т. д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.
3. Зайдите во время родительского собрания в класс, где вы не преподаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по классному журналу или в беседе с классным руководителем).
4. Посетите урок в классе, где вы не преподаете (желательно, в восьмом – десятом) и понаблюдайте за учащимися. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: а) кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением? б) почему (личностные качества)? в) то же – наименьшей? г) почему? д) укажите самого большого «индивидуалиста» в классе; е) постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Что может их связывать? Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.
5. Посетите вместе с кем-либо из коллег урок незнакомого вам (и ему) учителя, желательно в другой школе. Независимо друг от друга охарактеризуйте поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей схемой: а) доброжелателен, держится ободряюще – недоброжелателен; б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения, свободное поведение учащихся – авторитарен, третирует учащихся, не терпит возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и все время держит учеников под жестким контролем; в) заинтересован, активен, «выкладывается» - безразличен, «себе на уме»; г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки – думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль; д) динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты – негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта; е) вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными учащимися – общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения; ж) может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему (конфликт) его глазами, создает у говорящего ученика чувство, что его правильно понимают, все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают; з) активен, все время находится в общении, держит класс «в тонусе» - пассивен, пускает общение «на самотек». Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной системе. Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случаях расхождения попытайтесь вместе вспомнить, какие отдельные слова, поступки и т. д. привели вас и его к тому или иному мнению.
6. Ответьте на вопросы из упражнения 4 применительно к классам, где вы преподаете. Попросите других учителей ответить на них же. Сравните результаты и в случаях расхождения попытайтесь обосновать свою точку зрения.
Б. Упражнения на развитие умений контакта
1. Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент «лидером контакта»), вы сейчас пассивный участник разговора – поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу контакта, взять в свои руки лидерство. (Это не сразу вам удается, очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)
2. Наоборот, заставьте вашего собеседника стать лидером контакта. (Это гораздо труднее. Чтобы еще больше усложнить оба задания, выберите в первом случае очень активного, а во втором – более пассивного партнера.)
3. Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной), и постарайтесь сосредоточить на себе внимание всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации ваши более опытные коллеги.
4. То же, но класс вам незнаком.
5. Независимо от того, делаете ли вы это обычно, заставьте себя вступать в максимальное число контактов: в общественном транспорте, в очереди, на улице (спрашивайте дорогу, даже если вы ее знаете). Постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, чем разница вашего поведения и почему. Выбирайте людей, которые не вызывают у вас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему впечатлению, не склонен к такой случайной беседе.
Ваша задача:
а) как можно дольше поддерживать беседу; б) научиться «разговорить» даже самого некоммуникабельного собеседника.
6. Вы приходите в дом, где много незнакомых людей.
Ваша задача:
а) первые пять минут удерживать на себе внимание (но только не за счет важной информации, кричащей одежды или экстравагантных манер); б) если среди гостей есть признанный «любимец публики», постарайтесь осознать те приемы, которые он использует, чтобы обеспечить свое лидерство; в) когда вы это сделали, задача еще более усложняется: перебейте у него инициативу и удерживайте ее не менее пяти минут (только имейте в виду, что это не удастся сделать, если вы будете копировать его же собственные приемы).
7. Вы вошли в комнату, где сидит группа знакомых вам людей. Не вмешиваясь в их беседу, а) понаблюдайте за их позами. Кто сидит как «главный», в позе социального превосходства? В чем это выражается? Есть ли среди собеседников сидящий в «позе подчиненного» и в чем это выражается? Есть ли в комнате люди, сидящие в напряженной позе, и чем это вызвано? б) понаблюдайте за расстоянием между ними и «малыми группами», образовавшимися при этом. Из кого состоят эти «малые группы»? (Перечитайте начало первой главы «Войны и мира».) Кто вне групп? Какими внешними средствами обеспечивается контакт внутри каждой группы? в) понаблюдайте за их «контактом глаз». Постарайтесь отдать себе отчет: почему А. в данный момент поднял глаза на Б.? Почему он отвел глаза? г) понаблюдайте за их жестами и мимикой. Попытайтесь мысленно пересказать словами каждый жест и выражение лица. Обратите внимание на то, как здоровается с различными людьми вновь входящий в комнату человек, известный присутствующим и сам их знающий. Одинаково ли он это делает с каждым? Одинаково ли расстояние, на котором он находится при первом контакте? В чем разница и почему? Но ваша основная задача не в этом: попытайтесь прогнозировать внешнее контактное поведение нового гостя, которого (и его отношения с присутствующими) вы знаете.
8. Во время разговора заставьте себя не смотреть в глаза собеседнику (это крайне трудно). Постарайтесь осознать, в какие моменты разговора вам особенно хочется бросить на него взгляд. Вариант: все время глядите в глаза собеседнику и обратите внимание, когда вам особенно захочется отвести взгляд.
9. Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам неприятный и находящийся с вами в натянутых отношениях. Заготовив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.
10. В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите вашего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Задача – он не должен суметь это определить.)
11. А теперь вы выступите в роли коллеги, заранее предупредив его о том, чтобы он постарался так же скрыть свои симпатии и антипатии.
12. Вспомните упражнение 7 и попытайтесь с этой точки зрения проанализировать собственное поведение. Осознаете ли вы характер ваших отношений с собеседниками? Попытайтесь это сделать. А теперь – насколько ваша «техника контакта» соответствует этим отношениям? Проверьте это у близких вам людей. Конечная задача: суметь поведением (техникой контакта) наиболее полно и адекватно выразить отношение к человеку.
13. У вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник, прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что случилось?» Усложненная задача: добиться такого же эффекта с различными людьми.
14. А теперь наоборот. Вы не в духе. Пусть ваши собеседники этого ни в коем случае не заметят.
15. Выберите какую-то достаточно сложную эмоциональную ситуацию (сдерживаемый гнев, скрываемая радость, неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым вам человеком в этом эмоциональном ключе. Проверьте у него, насколько это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить.
16. Попросите вашего знакомого снять вас в максимально большом количестве различных ситуаций. При съемке старайтесь не позировать специально. Почаще смотрите на себя на экране! Еще лучше – обсудите с близкими людьми свои впечатления.
В. Упражнения на развитие умений общения
1. Выберите профессионального или просто опытного оратора, выступающего в различных аудиториях, который, по вашему мнению, очень хорошо владеет умениями общения. Присутствуйте на нескольких его выступлениях. Постарайтесь по возможности, чтобы тема выступления совпадала, а аудитории, напротив, как можно больше различались. Есть ли разница в построении выступления? В языке? В манере держаться? В степени вовлечения аудитории в общение? Хронометрируйте «отступления» от темы (обращения к залу, шутки и т. д.). Одинаково ли часты они в разных аудиториях? Одинаков ли их характер? Почему? В каких местах выступления они возникают?
2. Перечитайте упражнения А-5. Проанализируйте речь учителя с другой точки зрения: а) сколько раз за урок он хвалил и вообще поощрял учащихся, класс или кого-либо одного? б) сколько раз высказывал недовольство или порицание? в) равномерно ли они распределялись или кому-то доставались «пироги и пышки», а кому-то «синяки и шишки»? в) сколько раз учитель повторял (точно или пере формулируя) высказывания учащегося? г) сколько вопросов было задано классу или отдельным учащимся? д) сколько было отдано приказов и прямых указаний (их можно подсчитать по числу глаголов в повелительном наклонении: «Пойди...», «Сделай...»)? е) сколько вопросов (по существу урока) было задано учащимися учителю? ж) сколько раз учащиеся отвечали по собственной инициативе, а не по требованию учителя? Для простоты начертите табличку и в соответствующих графах ставьте точки. Проделайте такой же анализ на уроках других учителей в том же классе и на уроках того же учителя в других классах (желательно параллельных или с разницей не больше чем в год).
3. А теперь попросите кого-либо из коллег проделать такой же анализ на вашем уроке в определенном классе, на ваших уроках в других классах и на уроках других учителей в вашем классе (по этическим соображениям вам самому не стоит этого делать). Сопоставьте результаты и сравните их с вашими данными из упражнения 4.
4. Попросите учащихся вашего класса кратко (одним-двумя абзацами) обрисовать в письменной форме способ поведения и общения в классе различных учителей, не называя их по именам и отчествам (включая и вас). Листочки с такими «характеристиками» (по одному на учителя с просьбой их перетасовать) подписывать не следует, и вообще это задание для учащихся должно быть проверкой их наблюдательности и знания людей. Для них это будет интересной игрой, а для вас – поучительной «информацией к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого себя? Всех ли знакомых вам учителей вы узнаете по характеристикам? Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами упражнений 2 и 3.
Упражнения следует дополнить чтением литературы по проблемам общения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат