Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Система работы над правописанием безударных гласных в начальных классах. Работа №20852

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Система работы над правописанием безударных гласных в начальных классах
Работа:
Система работы над правописанием безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.
Дорожкина Е.А. учитель начальных классов МБОУ ЦО № 21 г. Тулы.
До сих пор одним из больных мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, в том числе, правильное написание орфограмм. Я думаю, что со мною согласятся большинство учителей, что самую значительную часть орфограмм русского языка составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относятся безударные гласные в корнях слов.
Почему безударный гласный звук всегда оказывается опасным? Ответ на этот вопрос нам даёт фонемная теория письма, предложенная М.В. Пановым: Буквы русского письма обозначают не звуки, а ряды позиционно – чередующихся звуков как некие целостности. Фонемные ряды могут перекрещиваться, и тогда в одном звуке как бы сливаются разные фонемы, а, следовательно, выбор буквы для обозначения звука становится проблемой. Это происходит в том случае, когда звук находится в слабой позиции: для гласного звука – в положении без ударения. С такой точки зрения обучение грамотному письму стало рассматриваться лишь с с 1974 г., когда П.С. Жедек предложила систему обучения правописанию в начальных классах на фонемной основе с введением простейших сведений о фонеме и ее сильных и слабых позициях. И в этом есть смысл, прежде всего потому, что морфемная основа усвоения правописания безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением, складывается обычно ко 2 классу, тогда как введение понятия о фонеме может быть осуществлено уже в 1 классе. Ребенок в процессе обучения должен усвоить закон русского письма: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, что и звук в сильной позиции.
Система работы над правописанием безударных гласных в начальной школе, в моем понимании, проходит шесть этапов.
1. Развитие фонематического слуха
Работа по обучению правописанию безударных гласных в корнях слов начинается с первых дней с воспитания внимания к звучащему слову, с развития фонематического слуха. Развитию такого слуха способствует речевая деятельность учащихся( аудирование и проговаривание, аналитические и синтетические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях; усвоение орфоэпии, декламация, выразительное чтение и т.д. Учителям необходимо систематически вести наблюдения за артикуляцией звуков, правильным их звучанием, проводить сравнение звуков по их характерным признакам, учить различать гласн6ые и согласные звуки, делить слова на слоги, устанавливать соответствие и несоответствие написания и произношения слов. С этой целью в уроки нужно включать следующие упражнения:
1. На наборном полотне выставляются буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Дети должны сгруппировать их: на верхнюю – гласные, на нижнюю – согласные.
2.Сколько гласных звуков вы знаете? Перечислите их.
3. Подумайте В слове всего один звук. Какой это звук?
а) этот звук – согласный. б) Этот звук гласный.
4. Назовите животное, изображенное на картинке( белка). Перечислите согласные звуки в слове белка и обозначьте их буквами. Какие еще звуки могут обозначаться этими буквами? Приведите примеры.
5.Сколько слогов в слове пенал?Как вы это определили? Назовите гласные звуки и буквы в этом слове. Какие буквы не соответствуют звукам?
6.Произнесите слово вода.Разделите на слоги. Назовите гласные звуки, сравните их. Почему одинаковые звуки обозначают разными буквами?
8. Игра Одень слово Перед вами слово в звуковой одежде ( к,ит)
Выбери для него буквенный костюм: 1. кит, 2.кот, 3.кто
Учитывая возраст детей, их, естественное стремление к игровой деятельности, полезно при обучении использовать и чистоговорки, скороговорки, дидактические игры, игры – звукоподражания В зоопарке, Догадайся сам, Позови животное
2.Работа над ударением введение понятия ударные и безударные гласные
Постоянная и упорная работа по развитию фонематического слуха подводит учащихся к изучению темы Ударение, которая является следующей ступенью в обучении правописанию безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Но интересно ли детям ударение на данном этапе? !Чем может привлечь малышей знак ударения ( акут)- эта черта над словом, пришедшая к нам вместе с запятой в хv веке с юга от славян задунайских? В чем же тайна и сила этого значка? А в том, что знак ударения является той волшебной палочкой, которая может вдохнуть жизнь в слово. Мы знаем, что традиционно в работе над ударением выделяют три направления:
1. Формирование представления об ударении и его роли в русском языке.
2. Ознакомление с основными свойствами ударения: разноместностью и подвижностью.
3. Формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.
Обычно с ударением дети знакомятся таким образом, что замечают , что один слог произносится с большей силой голоса. Он называется ударным, а остальные безударными. Такое знакомство не затрагивает душу ребенка, не побуждает его мыслить. На мой взгляд, знакомство с ударением очень интересно показал нам Д.Б. Эльконин. Думаю, многие учителя пользуются его сказочным знакомством с ударением. Вот фрагмент урока.
Мастер слогов принес ребятам подарок – конфеты, но подарить их можно только знатокам слогов, тем, кто может точно указать, на какой коробке написано кон-фе –ты( у учителя три коробочки с яркими схемами. Дети видят на коробочках новый значок. О том, что это за знак детям должен рассказать – Ударный мастер. Мастер письменно позовет кого- то из детей, чье имя состоит из двух слогов. Этот игровой момент вызывает у детей интерес и желании скорее узнать о новом знаке.. Учитель шепотом показывает детям, как позовет Сашу Ударный мастер. Дается четкий образец произнесения слова с выделением ударного гласного: СААААША. Дети 2-3 раза шепотом повторяют, и , наконец, зовут Сашу громко.
Учитель спрашивает: Это Саааша?( В интонации искреннего изумления отчетливо выделяется ударный слог). Вводя знак ударения, еще раз следует повторить: в каждом слове есть ударный, который подчеркивается голосом. Когда мы удивляемся, ударный слог особенно хорошо слышен.
Вновь детям предлагается вернуться к коробкам с конфетами и найти нужную. Надо слово Конфеты произнести с ударением. При чтении учитель сразу вводит прием контроля: перестановку ударения. Ведя пальцем по схеме , он произносит: Это КОООНФЕ-ты? Это КОНФЕЕЕЕ-ты? Это КОНФЕ- тыыыы? Когда конфеты найдены, надо ими угоститься. Такая встреча с ударением запомнится детям наверняка.
Далее начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслоразличительной. В качестве примера , иллюстрирующего эту функцию, уместно использовать миниатюру Волшебник Ударение.
Убеждаясь в важности значения словесного ударения, учащиеся одновременно знакомятся и с его свойствами: разноместностью и подвижностью. Они узнают о том, что оно не закреплено ни за определенным по счету слогом, ни за морфемой. Более последовательно в начальных классах ведется работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают так называемые ритмические модели двусложных ( --- I ---, ---I ---) и трехсложных ( ---I ---I---, --- I --- I---)слов.
Тема Состав слова позволяет учащимся подняться на новую ступень в работе над ударением. Осознание свойства разноместности применительно к морфемной структуре слова происходит в процессе выполнения разнообразных заданий, например:
1. Выпиши слова, в которых гласный звук в сильной позиции находится в корне.
2. Подбери слова к данным схемам.
В ходе орфографической работы на уроках школьниками усваивается свойство подвижности русского словесного ударения. Однако необходимы и специальные упражнения, направляющие внимание учеников на способность ударения с одного слога на другой. Например, целесообразно использовать прием искусственного изменения места ударения. Работа ведется по таблице с постоянно меняющимися схемами слов и самими словами. Читая схемы слов м слова с перемещением в них знака ударения, дети овладевают умением любой слог наделять свойствами ударности. Учащиеся могут выполнять следующие задания:
- Прочитай каждое слово так, как требует знак ударения.
- Какие слова – странные, смешные, необычные?
- В каком слове знак ударения поставлен верно?
Такого рода упражнения уместны как в 1-2, так и в 3-4 классах.
Научившись распознавать место ударения в словах, учащиеся овладевают умением выделять ударный слог. В практике работы имеют место такие приемы : отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога, а так же прием быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного.
На последующих уроках очень важно сформировать в сознании учащихся ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог - ударный гласный звук, т.е. гласный звук в сильной позиции. Это позволит перейти к изучению темы Ударные и безударные гласные.
C целью совершенствования умения детей выделять ударные и безударные слоги можно использовать так же дополнительные упражнения:
1. Спишите слова ребята, девочки, мальчики. Разделите их на слоги. Обозначьте ударение, подчеркните ударные слоги.
2.Найдите слово, в котором первый слог ударный ( солнце, весна, травка, грачи)
3.Выпишите слова, имеющие три слога, обозначьте ударение.( пила, топор, молоток, шило, ножницы.)
4.Спишите, подчеркните в тексте все ударные слоги.
Наступила весна. Солнце растопило снег на полях. По дорогам побежали ручьи.
5. В какой группе находятся все слова с безударными гласными:
сады, сад, садовый
леса, дома, сады
При обучении детей следует помнить о том, что умение различать ударные и безударные слоги должно быть безупречным.
3. Установление несоответствия написания и произношения слов.
При анализе слов дети идут не только от звука к букве, но и наоборот : от букв к звукам. Соотнесение звуков и букв – один из важнейших способов усвоения орфографии. Путем практических упражнений и многочисленных наблюдений дети обнаруживают несоответствие в звуковых и буквенных записях слов. Устанавливая несоответствие написания и произношения слов, учащиеся плавно переходят на новую ступень в обучении правописанию безударных гласных в корнях слов. Уже в период обучения грамоте детям предлагаются готовые графические образцы форм одного и того же слова( косы- коса, сосны- сосна). Дети выделяют ударные и безударные слоги, сравнивают написание и произношение гласных в ударном и безударном слогах и делают соответствующие выводы.
В процессе разнообразных упражнений дети усваивают, что, если гласная буква в безударном положении ,т.е. в слабой позиции, то это ошибкоопасное место.
Учащимся предлагаются такие задания:
1. Подумай, какие орфограммы надо пропустить словах ( уч . ин . ик), ( р . иб . ата), ( д . ижурный).
2. Закончи предложения и запиши их буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.
У ( кошк, и) ( кат, онак).
У ( каровы) ……..
У ( казы)……..
3. Измени слова ( л,эс), ( холм), ( кот), ( м,ач) так, чтобы они называли много предметов. Запиши оба изменения каждого слова, пропуская орфограммы слабых позиций.
Использование приема пропуска орфограмм слабых позиций предупреждает возможные ошибки учащихся, развивает орфографическую зоркость. Наблюдая за изменениями в словах, дети приходят к выводу: при изменении слов часто один звук заменяется другим. Звуки работают в слове по очереди: в сильной позиции – один, в слабой позиции – другой.
4. Знакомство с корнем.
Наблюдение за позиционными чередованиями гласных звуков в слабых и сильных позициях и обозначением их буквами на письме способствует формированию орфографической зоркости, которая в свою очередь предполагает прежде всего вооружение учащихся знанием опознавательных признаков орфограмм. В частности, чтобы научить детей выделять в словах гласный звук в слабой позиции надо познакомить их с отличительными частными признаками правилами правописания безударных в корнях слов:
1. Безударность, отсутствие ударения: неясность звучания:
2. Гласные а, о, е, и как наиболее опасные:
3.Место в слове: находятся в корне слова
Данная тема обогащается новыми заданиями и системой упражнений.
1.Назовите в корнях слов варил, дарил, шагал буквы, обозначающие гласные звуки в слабых позициях. Подбери к ним однокоренные слова, в которых эти гласные оказались в сильных позициях.
2.Укажите безударные гласные в корнях слов побежал, закричал, заходил. Объясните их правописание.
3. Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Обозначьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие гласные в слабой позиции.
Стояла зима. Миша шёл за водой. Тропинка была узкая. Он утопал в снегу.
4. От корня – нов – образуйте слова с гласными в слабых позициях, подберите проверочные.
5. Работа над правилом правописания безударных гласных в корнях слов
Работа над правилом является следующей ступенью в обучении детей . Под правилом, - пишет Д.Н. Богоявленский, - понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщить однородные орфограммы.Усвоение орфографического правила невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом.
Раскрытие сущности правила означает выяснение прежде всего написанием какой части слова управляет правило: какие признаки при этом выступают в качестве ведущих. Усвоение правила идёт успешнее, если школьникам предлагаются задания, характер которых помогает выделить существенные положения правила, т.к. ученики не механически запоминают правило, а действуют с практическим материалом и в ходе анализа вычленяют опорные его стороны. Умственная активность поддерживается тем, что учащимся постоянно приходится сопоставлять или сравнивать что – то. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Выделить основное, то, что должно быть отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.
Вот примерный план – схема аналитической работы над правилом после первого ознакомления с ним:
1. Прочитай ту часть правила, где говорится о том, ЧТО надо проверять( буквы, обозначающие гласные звуки в слабых позициях). Выделите среди указанных те слова, которые отвечают данной орфограмме ( побег, кормил, весна, в роще).
2.Прочитаю ту часть правила, в которой говорится о том, КАК проверять ( ударением)
3.Прочитайте, ЧТО нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово.( Изменить слово или подобрать родственное слово)
4. Прочитай ту часть правила, в которой говорится, КАК надо изменить слово.( Чтобы проверяемый звук был под ударением).
5. Объясните, почему в проверочном слове гласный звук должен быть по ударением, т. е. в сильной позиции.( Написание не расходится с произношением).
Выберите из группы слов ( вершина, верх, наверху) то, которое является проверочным. Затем формулировка правила воспроизводится в целом. В процессе работы над правилом дети подводятся к созданию алгоритма.
Чтобы правильно написать___________ в слова, их нужно__________. Для этого нужно_____ или ____ так, чтобы проверяемый звук стал____.
Этот алгоритм поможет учащимся понять и запомнить правило, которое они должны научиться применять на письме.
6. Приемы проверки безударных гласных в корнях слов.
На следующем и очень важном этапе работы над темой дети овладевают различными приемами проверки безударных гласных. Ещё в период обучения грамоте учащиеся знакомятся с простейшим приёмом проверки путем изменения формы слова: дом – дома, страны – страна. На последующих уроках формируется умение изменять слово( на основе соотношения один – много). Таким образом, объединяются две стороны в проверке безударных гласных: фонетическая и морфологическая. Теперь же работа по формированию умения подбирать проверочное слово с гласными в сильной позиции ведется на более высоком уровне. У школьников формируется умение осознанно составлять гнёзда однокоренных слов, учитывая сходство по смыслу и наличие общей части. При этом дети учатся обобщать материал, делать свои умозаключения, и в процессе такой работы учащимися под руководством учителя составляется памятка:
Способы проверки безударных гласных в корнях слов.
1. Измените слова ( один – много, много – один): кольцо – кольца, шаги – шаг.
2.Подберите однокоренное слово, состоящее из одного корня: кормилец – корм.
3. Образуйте однокоренное слово с ласкательным значением : ковер – коврик.
4.К словам , названиям действий предметов подберите такие названия действий, которые отвечали бы на другой вопрос : ловил – ловит.
При выполнении упражнений учащиеся пишут проверочное слово перед словом с безударным гласным. Такая запись содействует формированию привычки проверять слово перед написанием и тем самым ведёт к развитию обоснованности письма.
Вот примеры упражнений, направленных на формирование умения подбирать проверочные слова.
1. Списать предложения. Найти проверяемое и проверочное слово
Козы гуляют на лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят стройные сосны. Под сосной прохладная тень.
2.Выписать из группы слов слова проверочные.
трава, травка, травяной
зима, зимушка, зимний.
3.Списать предложения. в выделенных словах подчеркнуть букву, обозначающую гласный звук в слабой позиции, в скобках указать проверочное слово. ( Дети были в зимнем лесу. Там они видели плутовку лису.)
4. Определить, какая гласная проверена:
Молодой – молод, побежал – бег.
5. Подобрать слова с орфограммами гласных в слабых позициях:
Гнёзда, шалость, корм, бег, шаг.
Слова для справок: гн-здовье, к-рмить, б-гун, ш-жок, ш-лун, к-рмущка, ш-гать.
6. Образовать однокоренные слова с указанными суффиксами:
- ок – лес, гриб.
- очк –коза, роза.
- к – гора, нора.
Так от урока к уроку у детей накапливаются знания о способах проверки орфограмм гласных в слабой позиции, активизируется и обогащается словарь, что способствует грамотному письму.
Работа над правилом правописания безударных гласных в корне слова не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в систем с другими правилами.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×