Предмет: Русский язык
Класс:4
ФГКОУ СОШ № 24
Тип урока: ОНЗ
Автор: И В Ведехина
Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Цели
Образовательные:
Создать условия для формирования понятия «разделительный мягкий знак»;
Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, учить способам рассуждения при выборе орф
о
графического приема.
научить чертить схемы правил о разделительном
ъ
и
ь
;
Способствовать развитию умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников
,
предлагать и доказывать свою то
ч
ку зрения.
Формировать УУД:
Познавательные УУД:
1). Уметь распознавать слова с разделительным мягким знаком и правильно их записывать что значит мягкий знак -разделительный, чем отличается и что общего у него с ь –показателем мягкости согласных.
2). Уметь находить их в предложении и обозначать правила на схемах: различать их опознавательным признакам, составлять и читать схемы самостоятельно . Уметь отличать разделительный ь от других букв;; уметь проверять правильность написания слов и предложений с данной орфограммой, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Личностные УУД:
1). Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
1). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1).Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Планируемый результат
Предметные:
устанавливать при помощи смысловых объяснений
сходство и различие между словами с разделительным
ъ
и
ь
;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Регулятивные УУД:
учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реал
и
зации;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Основные понятия
Разделительный мягкий знак , правописание слов с разделительным ь и ъ.
Межпредметные связи
литературное чтение, русский язык , окружающий мир
Ресурсы:
- основные
дополнительные
1.Учебник Русский язык , автор Л. Желтовская,
2.Презентация к уроку, эталоны.
3. ЦОР (ссылкаhttp://nsportal.ru /node/885364
4.Картинка царя « Мягкий знак» , схема правила.
5.Толковый словарь Ожегова.
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Технология проведения
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Сегодняшний урок посвящён открытию нового знания.
Как мы это будем делать?
(Выполним пробное действие. У нас возникнет затруднение. Поймём что мы не знаем и сами найдём способ).
1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2)Зафиксировать актуа-лизированные способы действий в знаках (эталоны).
3) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).
1. Минутка чистописания..
ль вь шь нь зь
лье вьё шью нья зья
-Чем отличаются слоги на Iстроке от слогов на II?
( На Iстроке –слышим мягкие согласные, а на другой -после согласного и перед гласным слышится [Й,]
- Верно, ь здесь разделяет согласную от гласной.
- Какова же задача нашего урока?
( Учиться писать слова с разделительным ь)
2.Орфографическая минутка.
-Теперь покажите как умеете красиво писать.
а)Скоро по дорожкам побегут веселые ручьи.
-Выполните синтаксический разбор предложения.
-Молодцы! А какой ь встретился в предложении?
б) Разбор слова ручьи по составу
Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.
2.Регулятивные:
контроль, коррекция.
3.Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
1)Организовать восстановление выполненных операций.
2)Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.
3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи.
Работа в парах:
Что вы знаете о букве ь?
1.Эта буква не имеет звука.
2.Обозначает мягкость предшествующего согласного.
3.Разделяет при письме буквы согласные и гласные.
4разделительный ь показывает, что гласные буквы после него дают 2 звука .
Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно ставить цель деятельности.
4. Проблемное объяснение нового материала.
Цели:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
Цель деятельности.
Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?
(Новая тема урока будет посвящена словам, в которых есть разделительный ь).
Фиксация нового знания.
IIIСловарная работа
Изучение нового материала (использовать слайды)
а) На слайде картинки Воробей и Медведь. Проведите слого - звуковой разбор этих слов
б)-Запишите под диктовку словарные слова изменяя их так ,чтобы они отвечали на вопрос чьи?( заяц. лиса, сорока, ворона)
в) Медвежья услуга. Заячья душа.
-Когда так говорят?
-Какой ь был в словаре? Почему так считаете?
IV Моделирование правила о ь
VМуз физминутка « Танцуют все»
VI.Интериоризация общего приема умственных действий при написании слов с разделительным ь.
1)Слышу после согласного [ЙЭ][ЙУ,][ЙА,][Й,]
2)Определяю .где находится ь: в корне или перед окончанием.
-В каких случаях буква я, ё, ю. е могут давать 2 звука?
( в начале слова, после гласное .после ъ и ь знака)
1).Подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания.
2).Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
3).Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
4).Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, словаре и т.д.)
Регулятивные :целеполагание как постановка учебной задачи.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного вида упражнений с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- индивидуально;
- в парах или группах.
Физкультминутка
-Я буду называть слова с ь на конце и в середине слова, показателем мягкости согласных и разделительным .Если услышите ь –смягчающий, то приседайте, а если- разделительный, то поднимайте руки вверх.
VII « Лучший капитан»
-К какому берегу пристанут кораблики и почему?
Умение отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения, выделять слова-кораблики с разделительным ь от показателя мягкости.
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
1.Управление поведением партнера;
2.Умение выражать свои мысли.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (рисунок-схема).
Цели:
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Проверьте себя:
выполните задания сказочных героев (презентация)
Поставьте слова
во
множественное число.
Сук- сучья, перо –перья, звено -звенья, лист -листья клин –клинья, крыло –крылья.
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
5) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
Познавательные УУД Составлять алгоритм действия.
Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
7. Включение в систему знаний и повторение .
Цели:
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
3) Самоконтроль и самопроверка
а) 3 Диктант. Собака Бьянка серьезно глядит на Илью.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности
Регулятивные: прогнозирование;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
8. Рефлексия. Домашнее задание.
Цели:
1).Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2).Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4).Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Отметьте (поставьте плюс):
Знаю правило о
разделительном
ь
.
Умею находить мягкий знак разделительный.
Умею читать схему правила.
Д.З. Из книги для чтения выписать 3- предложения с разделительным ь.
P.S. Дополнительное задание для высокомотивированных учащихся (с обратной стороны доски). Игра « Ловкий вратарь»:
1ряд Записывают слова с мягкими слияниями, без ь.
2 ряд Записывают слова с ь –показателем мягкости.
3ряд. Записывают слова с разделительным ь (Найти ошибку у соперников- забить им гол, сделать ошибку- забить гол в свои ворота.)
Уметь делать выводы и умозаключения.
-Уметь анализировать свою работу
-уметь оценивать свою деятельность на уроке
Регулятивные УУД
1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные:
Общенаучные :умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
прогнозирование.
Цель: Познакомить детей с функцией разделительного мягкого знака.
Задачи:
1. Создать условия для формирования понятия «разделительный мягкий знак».
2. Уметь распознавать слова с разделительным мягким знаком и правильно записывать их.
3. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать.
4. Способствовать развитию умения быть внимательными, выслушивать мнение одноклассников, работать в группе предлагать и доказывать свою точку зрения.
Содержание урока.
Орг. момент.
- Прозвенел звонок веселый, начинаем вновь урок
Любознательные дети знать хотят про все на свете.
II. Постановка учебной задачи.
1. Минутка чистописания.
ле лё лю ля ли
лье льё лью лья льи
- Чем отличаются слоги на I строке от слогов на II строке?
(На I - слоги слияния [л‘э] [л‘о] [л‘у] [л‘а] [л‘и]
на II – после согласного слышится [й‘])
Как мы на письме показываем это отличие?
(Пишем разделительный Ь)
- Какова задача нашего урока?
(Учиться писать слова с разделительным мягким знаком)
Орфографическая минутка.
- Теперь покажите, как умеете красиво писать.
а) Скоро по дорожкам побегут веселые ручьи.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
б) Разбор по составу – слово ручьи.
в) Ручьи - …б ; …зв.
III. Словарная работа.
Как называются слова с непроверяемым написанием?
Я буду диктовать словарные слова, а вы будете записывать, изменяя их так,
чтобы в них появился Ь.
Заяц, лиса, медведь, сорока, воробей, ворона.
IV. Моделирования правила о Ь.
V. Музыкальная физ.минутка
VI. Интериоризация общего приема умственных действий при написаний
слов с разделительным мягким знаком.
1.1)Слышу после согласного [й‘э], [й‘о], [й‘о] , [й‘а] [и].
2)Определяю, находится ли этот согласный в корне или перед окончанием,
3) Если да, то пишу разделительный ь.
- В каких еще случаях буквы е , е , ю , я могут давать два звука?
( В начале слова, после гласной и после ъ)
2. Найди 4 лишнее
3. Игра «Лучший капитан»
К какому берегу пристанут лодки – слова и почему?
VII. Самостоятельная работа.
Поставь слова
во
множественное число.
сук – сучья, перо – перья, звено – звенья,
лист – листья, клин – клинья, крыло – крылья.
Собака
Вьюшка
серьезно глядит на Илью.
VIII. Самоконтроль и самопроверка. (карточки)
Укажите, в каких словах напишите мягкий знак – показатель мягкости,
в каких – разделительный.
IX. Итог урока. (рефлексия)
Чему учились на уроке?
За что можете похвалить себя?
X. Домашнее задание.
1 уровень.
Составить и записать для товарища в 1 столбик пять слов
с разделительным Ь, во 2 с Ь – показателем мягкости согласных,
пропустив эту орфограмму.
2 уровень.
Составить и записать 3 предложения в которых будут слова
с разделительным Ь.
3 уровень.
Придумать 3 слова с разделительным Ь и 3 слова с Ь – показателем
мягкости согласных и выполнить их полный звуко - буквенный разбор.
Дополнительно.
Игра «Ловкий вратарь» (групповая работа)
1 ряд. Записывают только слова с мягкими слияниями, без Ь.
2 ряд. Записывают слова с Ь – показателем мягкости согласных.
3 ряд. Записывают слова с разделительным Ь.
Рыси Рысь Рысью
Тени Тень Тенью
Соли Соль Солью
Звенят Лось Звенья
Презентация к уроку
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат