Организация проектной и исследовательской деятельности
по финансовой грамотности в работе с дошкольниками
Введение:
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: Финансовая деятельность детей дошкольного возраста ,информационно-практико-ориентированный: ( дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, предприниматели.
Сроки и этапы реализации:
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: три недели.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, финансовое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие, конструктивное развитие.
Актуальность :
Развивая финансовую деятельность детей, мы очень часто идем традиционным путём: рассказываем о возникновении денег и наглядно изучаем их. В данном проекте нам захотелось рассказать о финансах необычным способом, рассмотрев путь возникновения хлеба " от зернышка до булочки". В данном проекте мы соприкасаемся с финансовой стороной производства и потребления хлебобулочных изделий путём подробного рассмотрения физических, финансовых затрат в ходе производства, самого основного продукта нашего питания – хлеба. Рассмотрим длинный путь хлеба от зернышка до булочки, чтобы понять из чего складывается его стоимость.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу, так как дети не до конца понимают его ценность и ценовую стоимость. Важно научить детей понимать из чего складывается огромный труд по производству хлеба, уважать и ценить его. Мы с воспитанниками подготовительной группы решили проследить весь путь хлеба от посева зерна до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб, а так же дать правильное осознание того, из чего складывается его финансовая сторона.
Цель проекта:
1.Ознакомление детей со значение слова финансы и из чего складывается стоимость хлеба.
2. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях людей, задействованных в данных процессах.
Задачи проекта:
Обогатить знания детей о финансах и их возникновении.
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку; о выращивании пшеницы.
Обогатить активный словарь детей специфи
ческими терминами и названиями:
агроном, комбайнер, пекарь,
пиццейолло
, дрожжи, ингредиент, затраты, прибыль, цена, ассортимент.
Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом; замес соленого теста.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Просмотр презентации «Зарождение монетки» об истории возникновения денег.
Беседа на тему "Как
появляется хлеб
".
Исследовательская деятельность: сажаем пшеницу, из зернышка получаем муку
грубого помола с помощью кофемолки
.
Художественная деятельность: лепка из соленого теста, лепка из пластилина «Колосок», оригами «Рогалики», рисование на тему «Профессии, связанные с хлебом», конструирования из бумаги и подручных материалов «Русская печь», «Мельница».
Разыгрывание сценки «Колосок», сос
тавление рассказов о приготовле
нии своих хлебобулочных изделий
.
Экскурсия в пиццерию, мастер-класс по изготовлению пиццы работа с тестом. Знакомство с профессией
пиццейолла
.
Проведение экспериментальной и опытной деятельности, рассматривание и изучение свойств муки, проращивание и наблюдение за стадиями развития зерна и ростков.
Привлечение родителей к образовательному процессу в ДОУ (выпечка хлебобулочных изделий дома с детьми, поход в магазин с детьми с целью сравнения цен на различные хлебобулочные изделия
)
.
Ролевая игра "
Пекарня
",
с целью расширить
представления детей о долгом и сложном пути хлеба от зерна
до
потребительского стола
, где дети самостоятельно устанавливают це
ны на хлеб исходя из полученной, самостоятельно собранной и проанализированной на занятиях
информации.
Оформление мини-музея в группе "Хлеб всему голова"
.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта
3 этап. Обобщающий
На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали презентацию на тему «Зарождение монетки».
Затем, мы с ребятами провели интересную беседу на тему "Как появляется хлеб".
II этап
Внедренческий . Реализация проекта:
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
Откуда возникли деньги?
Для чего нам они нужны и как правильно с ними
обращаться?
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Как выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Как превратить муку в тесто?
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
В ходе данного проекта ребята соприкоснулись с профессией комбайнера по посеву пшеницы, посадили пшеницу в землю и выложили ее также на марлевую ткань. Провели наблюдение, где быстрее и лучше прорастает пшеница? (в тени или на солнце, в прохладном или теплом месте).
Затем, мы с ребятами провели небольшой опыт непосредственно с мукой, рассмотрели ее свойства, узнали, что она окрашивает воду.
При добавлении в мучную воду йода, происходило изменение цвета содержимого контейнера в связи химической реакции йода с крахмалом.
После экспериментальной деятельности мы с ребятами подробно рассмотрели иллюстрации и провели беседу на тему "Как из колоска пшеницы появляется му-ка."
Мы поработали мельниками, перемололи зерно в кофемолке и получили муку грубого помола.
Дети проявили свои артистические таланты в театрализованной деятельности, разыграв сценку «Колосок».
В ходе художественно-творческой деятельности были проведены занятия по лепке «Колосок», по конструированию из бумаги в технике оригами «Рогалик», по рисованию на тему «Профессии связанные с хлебом».
Были проведены дидактические и речевые игры:
«Зернышки», «Определи профессию», «Части и целое, «Угадай, что в мешке?»,
«Составь пословицу», «Путаница».
Так же в рамках проекта "Хлеб-всему голова", ребята соприкоснулись с профессией пекаря, изготовив из соленого теста хлебобулочные изделия.
Работа с родителями:
После этого ребята познакомились с профессией пиццейолла (мастера по выпеканию пиццы) , посетив вместе с родителями мастер-класс в пиццерии, где напрямую поработали с тестом, сами поместили в печь и приготовили очень вкусную пиццу. На мастер-классе мы не только испекли вкусную пиццу, но и смогли определить её себестоимость. Директор пиццерии рассказала нам о затратах из которых складывается цена на пиццу. Выяснили, что в нее входит цена затраченных продуктов и работа самого пиццейолла.
Наши девочки, как будущие хозяйки, под присмотром старших испекли булочки, пирожки и кекс, расширив тем самым представления о всех необходимых для выпечки ингредиентах.
Также, для привлечения родителей к процессу, было дано домашнее задание на тему "Экскурсия в продуктовый магазин» с целью узнать и сравнить ценовую стоимость различных хлебобулочных изделий.
В ходе данного проекта, ребята многое узнали о хлебе, о затратах связанных с его выращиванием и производством, о профессиях данной сферы. Итоговым мероприятие проекта явилось создание в группе мини-музея «Хлеб-всему голова".
При помощи картона, красок, различного подручного материала и огромного желания творить, дети сконструировали русскую печь и мельницу. Родители тоже с удовольствием приняли участие в изготовлении и сборе экспонатов для музея.
3. Обобщающий этап:
Мы с ребятами проследили долгий путь хлеба и узнали, что люди многих профессий вкладывают свой труд в его производство.
Трудовые затраты и ингредиенты играют немаловажную роль в определении цены на хлебобулочные изделия. Ребята, на собственном опыте поняли, как не просто создается хлеб.
В заключении, мы организовали сюжетно-ролевую игру «Пекарня», в которой дети попробовали себя в роли продавцов и покупателей. Проанализировав всю полученную в ходе реализации проекта информацию, ребята самостоятельно определяли и устанавливали цены на различные хлебобулочные изделия.
Вывод:
В результате работы над проектом дети узнали:
– об истории возникновения денег и их основной функции.
Узнали об истории возникновения хлеба,
профессиях связанных с его производством
.
Узнали, что в хлебе содержатся необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.
Разобрали тему "Из чего складывается стоимость хлебобулочных изделий"
Сконструировали из картона "Русскую печь", "Мельница".
Создали мини-музей "Хлеб всему голова"
.
Провели игру "
Пекарня
", где сами установили цены на хлебобулочные изделия
.
Закрепили нравственные нормы поведения в отношении хлеба.
Работа над проектом помогла развить финансовую грамотность детей, расширив их представления о том, из чего может складываться та или иная цена на продукты.
Проект помог развить и нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!!!
Список используемой литературы:
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
Арушанова
А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
Комарова Т.С.,
Зарянова
О.Ю., Иванова Л.И.,
Карзина
Г.И.,
Милова
О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
Князева О.Л.,
Маханева
М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
СПб.,
1997.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (
О.С.Ушакова
,
А.Г.Арушанова
,
Е.М.Струнина
и др. – М., 1996.
Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией
М.А.Васильевой
,
В.В.Гербовой
,
Т.С.Комаровой
– 2-е изд.,
испр.и
доп.-
М.2005.
365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
8. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
9. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат