Развитие самообразовательных навыков на уроках английского языка.
Учитель иностранного языка Астафьева Екатерина Петровна.
В педагогике под самообразованием понимается специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно-значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.
В стратегии развивающего обучения особого внимания требуют старшеклассники, к учебной деятельности которых предъявляются требования в связи с изменением содержания различных учебных дисциплин и необходимостью подготовки старших школьников к дальнейшему самообразованию. Одним из важнейших дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях.
В зависимости от концепции языкового образования школы в целом, а также от количества часов, отводимых на изучение иностранного языка, контингента обучающихся происходит смена акцентов в целях обучения. Овладение английским языком связано с формированием у обучающегося произносительных, лексических, грамматических, орфографических навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Соответственно этому подбираются методики и технологии преподавания языка.
Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык.
Навыки вырабатываются во время систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких, которые позволяют неоднократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Следует отметить, что преподавание английского языка осложняется тем, что времени для полного цикла отработки языкового и речевого материала от момента его введения до творческого использования в новых ситуациях недостаточно, отдельные звенья этой методической цепочки или пропускаются, или отрабатываются не на должном уровне. Например, процесс воспроизведения речи на основе множества предварительных коммуникативных упражнений чаще всего заменяют конструированием предложений, где необходимо уметь осознанно применять все изученные (а чаще всего не совсем изученные и даже еще совсем не изученные) грамматические явления. Именно здесь важно научить быстро добывать и правильно использовать информацию из всех имеющихся пособий, справочников, словарей, то есть приучить к самостоятельной работе.
Такие ситуации мы считаем вполне обоснованными и доступными на уроках для более эффективного использования учебного времени, увеличения плотности урока.
Предлагаю несколько приемов, способствующих развитию самообразовательных навыков обучающихся.
Ни для кого не секрет, что самым сложным в построении предложений для обучающихся является глагол, ведь именно его надо поставить в нужном месте в нужной форме и нужном времени. Если порядок слов в предложении (место глагола) логично оформить в виде схемы и разместить на доске, то работа с глагольными формами может проводиться с использованием словарей.
Для этого учитель должен познакомить обучающихся со справочным материалом в конце словарей, структурой его изложения и методикой использования обучающимися. Если не брать во внимание прямую функцию двуязычного словаря – перевод, то наиболее значимыми материалами для организации работы с помощью словарей по конструированию предложений являются “Список неправильных глаголов” и др. Идеальный вариант – это конечно наличие в кабинете одинаковых, качественных изданий словарей, снабженные грамматическими комментариями. Если же словарей в кабинете недостаточно, то можно сделать распечатку таблиц из одного словаря для каждого обучающегося. В реальности у школьников разные словари, но каждого нужно научить пользоваться содержащимися в них справочными материалами.
Следующие учебные ситуации, на мой взгляд, являются эффективным средством организации активной самостоятельной работы старшеклассников. Создание педагогических ситуаций общения на уроке способствует проявлению инициативы, самостоятельности, изобретательности обучающимися в способах работы. Создается обстановка для естественного самовыражения обучающихся. Включение обучающихся в ситуации выбора и оценки позволяет понемногу формировать у обучающихся верную оценку своих возможностей. От правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей зависит положительное отношение обучающихся к учению в целом.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат