Дата публикации:
24.07.2019
Автор:
Измайлова Наталья Николаевна
Название работы:
Безотметочное обучение в 1 классе.
Работа:
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха
в овладении знаниями; без вдохновения учение
превращается для детей в тягость
В.А. Сухомлинский.
Безотметочное обучение в 1 классе.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На достижение этих результатов – требуются внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется её роль и функции в образовательном процессе.
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
В первом классе система оценивания является безотметочной, Основная цель безотметочного обучения: Слайд 3
сформировать и развить оценочную деятельность детей;
сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
Функции безотметочного обучения:
здоровьесберегающая;
психологическая;
динамическая.
Шестилетний ребёнок приходит в школу с волнением и радостью. Он в меру своего возраста понимает необходимость учиться в школе, принимает новый для себя статус школьника. Значение отметки быстро доходит до сознания ребёнка. Ведь отметка – это знак. Если в качестве оценки для ребёнка выступает отметка, дети начинают заниматься накопительством знаков, представляющих их в наилучшем виде, они начинают копить пятёрки. А это не допустимо.
Безотметочное обучение позволяет: Слайд 4
учащимся усваивать необходимые знания, умения и навыки с учетом индивидуальных личностных особенностей;
способствовать личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценки для принятия ответственной позиции;
усвоить основные ценности гражданского общества.
В основе подходов к оцениванию при безотметочном обучении лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что
оценивается);
каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Учитель использует свои профессиональные тайны и приемы: Слайд 5 Словесное оценивание (при устных ответах): если очень хорошо - Умница!, Молодец!, Отлично!, если есть маленькие недочёты – Хорошо и т.д. Слайд 6
Символы фиксация оценки производится следующим образом:
+ ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации;
- ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
! ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
? ученик не знает материал и не справляется с заданием.
Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Все эти формы фиксации оценивания являютсяличным достояниемребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе Экран успеваемости. Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Важный аспект в безотметочном обучении, учить детей осуществлять самоконтроль и самооценку: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.
Слайд 7
Самооценивание как один из компонентов деятельности.
Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.
Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Слайд 8 Главная задача учителя: научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Для показания достижений ученика, для их оценки, уровня развития используются накопительные папки “Портфолио ученика”, что представляет собой подборку лучших работ ученика, отражающих его интересы, увлечения, и т.д.
Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на его осмыслении. При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
Вывод:
применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей;
позволяет избежать наказания за недочеты процесса ученической деятельности;
развивает объективную самооценку;
происходит реальное развитие оценочных умений;
снижается уровень общей и учебной тревожности;
осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения;
безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.
Скачать работу
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха
в овладении знаниями; без вдохновения учение
превращается для детей в тягость
В.А. Сухомлинский.
Безотметочное обучение в 1 классе.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На достижение этих результатов – требуются внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется её роль и функции в образовательном процессе.
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
В первом классе система оценивания является безотметочной, Основная цель безотметочного обучения: Слайд 3
сформировать и развить оценочную деятельность детей;
сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
Функции безотметочного обучения:
здоровьесберегающая;
психологическая;
динамическая.
Шестилетний ребёнок приходит в школу с волнением и радостью. Он в меру своего возраста понимает необходимость учиться в школе, принимает новый для себя статус школьника. Значение отметки быстро доходит до сознания ребёнка. Ведь отметка – это знак. Если в качестве оценки для ребёнка выступает отметка, дети начинают заниматься накопительством знаков, представляющих их в наилучшем виде, они начинают копить пятёрки. А это не допустимо.
Безотметочное обучение позволяет: Слайд 4
учащимся усваивать необходимые знания, умения и навыки с учетом индивидуальных личностных особенностей;
способствовать личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценки для принятия ответственной позиции;
усвоить основные ценности гражданского общества.
В основе подходов к оцениванию при безотметочном обучении лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что
оценивается);
каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Учитель использует свои профессиональные тайны и приемы: Слайд 5 Словесное оценивание (при устных ответах): если очень хорошо - Умница!, Молодец!, Отлично!, если есть маленькие недочёты – Хорошо и т.д. Слайд 6
Символы фиксация оценки производится следующим образом:
+ ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации;
- ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
! ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
? ученик не знает материал и не справляется с заданием.
Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Все эти формы фиксации оценивания являютсяличным достояниемребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе Экран успеваемости. Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Важный аспект в безотметочном обучении, учить детей осуществлять самоконтроль и самооценку: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.
Слайд 7
Самооценивание как один из компонентов деятельности.
Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.
Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Слайд 8 Главная задача учителя: научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Для показания достижений ученика, для их оценки, уровня развития используются накопительные папки “Портфолио ученика”, что представляет собой подборку лучших работ ученика, отражающих его интересы, увлечения, и т.д.
Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на его осмыслении. При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
Вывод:
применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей;
позволяет избежать наказания за недочеты процесса ученической деятельности;
развивает объективную самооценку;
происходит реальное развитие оценочных умений;
снижается уровень общей и учебной тревожности;
осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения;
безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств