УДК 376
Современный подход развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Бочкова Е.С.
Воспитатель, МАОУ детский сад №120 «Сказочный», г. Тольятти, Россия
В Концепции модернизации российского образования одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развитие графомоторных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, недостаточный уровень выносливости к статическим нагрузкам, несформированы зрительные и двигательные анализаторы, участвующие в восприятии и воспроизведении.
Эффективное стимулирующее воздействие на деятельность головного мозга оказывают функции рук.
В данной статье представлен материал популярных на сегодняшний день современных форм, способствующих развитию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Новые направления искусства и достижения науки и позволяют расширить диапазон видов и форм детского творчества, направленный на постижение не только законов красоты, но и развитию графомоторных навыков у данного контингента воспитанников.
В игровых упражнениях учитываются психофизиологические особенности детей с общим недоразвитием речи. Практические упражнения, логические игры, познавательные и творческие задачи, систематизированы с учетом коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, требованиями ФГОС.
Включение данного цикла занятий обеспечивает положительную динамику развития внимания, памяти, воображения, логического и наглядно–образного мышления, зрительного восприятия, графомоторных навыков и умений.
В системе образования выделены основные направления овладения графомоторными навыками:
И
гровые упражнения,
с использованием метода штриховка. С заданным нап
равлением и
одинаковым нажимом;
Игровые упражнения с исп
ользованием метода вероятностей
:
ри
сование по точкам,
дорисовывание
незаконченного рисунка,
активирующее не только умения руки, но и логическое мышление, способность анализировать, рассуждать,
копирование рисунков
с помощью копировальной бумаги;
Практические упражнения на ориентировку в тетради в клетку, прорисовывая
прямые лини
и, квадраты, дуги, овалы по точкам и без них,
короткие и длинные
палочки, палоч
ки с закруглением внизу, палочки
с закруглением вверху и внизу,
с удлиненной
вниз
у петлей, удлиненной вверху петлей
,
левые и правые полуовалы, овалы;
Альтернативные техники с использованием нетрадиционных средств в изобразительном искусстве:
пластилинография
(рисование
пластилином
, монотипия,
к
ляксография
(р
исование
кляксы
способами выдувания, прорисовкой),
штампинг
(
печатание и штампование, оттиски и отпечатки, рисование штампам
и
, тычками),
энкаустика (рисование
утюгом
),
пуантилизм (т
очечная живопись, рисование ватными палочками
),
б
атик
(р
исование по ткани
);
Проведение
физминуток
с
«конструированием» из пальцев различных предметов и объектов, тем самым необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой,
что позволяет предельно мобили
зовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание. В этом направление популярен «Пальчиковый теат
р»;
Проведение
арт-терапевтической
работы с манкой с данным контингентом воспитанников. В работу включены создание
маночных
экспрзиций
, «пальчиковые походы».
Использование данных техник активно стимулируют развитие графомоторных навыков и тренируют внимании, память, формируют различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), пространственное ориентирование.
Положительная динамика наблюдается приблизительно после трех месяцев подачи материала. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, при систематичном и последовательном обучении, приучаются анализировать свои действия, описывать последовательность действий, подключать речь при выполнении пальчиковой разминки, при ответах на устные вопросы заданий.
Включение в коррекционно-образовательный процесс специально подобранного цикла занятий, игровых и практических упражнений в сочетании с сопровождающим движения текстом (предпочтительно стихотворным) является мощным, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
Безусловно главное для педагогов и родителей, увидеть детей уверенными в своих навыках, успешными в учебе и в жизни!
Список используемой литературы
Беззубцева
, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет [Текст]
/ Г.Б.
Беззубцева
,
Т.Н.
Андриевская,
–
М.: Издательс
тво «ГНОМ и Д»
, 2013. – 120
с
.
Безруких
,
М.М. Ступеньки к школе
: Кн. Для педагогов и родителей [Текст] / М.М. Безруких,
– М.: Дрофа, 2011. – 256 с.: ил.
Галкина
,
Г.Г.,
Дубынина
,
Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой мотори
ки у детей [Текст] / Г.Г. Галкина, Т.И.
Дубынина
–
М.
: Издательство «Гном и Д»
, 2010
. – 40 с.
Крушельницкая
,
О.И
.
Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 ле
т [Текст] / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова
– М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80
с
.
Павлова
,
Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьн
иков [Текст] / Т.А. Павлова
– М.: Школьная Пресса, 2014. – 64
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат