Дата публикации:
27.07.2019
Автор:
Воронова Надежда Владимировна
Название работы:
Традиционно-педагогические методы исследований
в сфере дополнительного образования (ДМШ и ДШИ)
Работа:
Воронова Надежда Владимировна
Традиционно-педагогические методы исследований
в сфере дополнительного образования (ДМШ и ДШИ)
Сфера дополнительного образования в лице детских музыкальных школ и школ искусств — уникальная возможность для выявления, а также реализации таланта и одарённости детей (в том числе, с ограниченными возможностями здоровья) в сфере искусств. Дополняя основное общее образование, где осуществляется социализация личности, учреждения дополнительного образования дают особую возможность для её индивидуализации через получение начальных профильных знаний, умений и навыков в музыкальном, художественном, хореографическом областях искусств, учитывая при этом личные потребности и интересы детей по выбранному направлению обучения.
Для становления и последующего развития системы дополнительного образования проведена огромная работа всемирно известными деятелями русской музыкальной и художественной культуры, отечественными учеными, методистами и видными работниками образования.
Образовательный процесс как сложный и многофункциональный объект требует систематического исследования, что даёт возможность для прорыва вперёд, повышая действенность педагогики, как любой другой науки. От разработанности всех методов исследования зависит всестороннее изучение исследуемых педагогических проблем, их параметров и аспектов.
Методы исследования базируются на путях, способах и средствах, с помощью которых возможно добыть информацию об изучаемом предмете, а также новых фактах и знаний.
При всём многообразии исследовательских методов в современной педагогике традиционны те, что применяются по сей день. Корни их научного применения уходят к истокам становления педагогической науки.
Традиционно-педагогические методы можно разделить на
теоретические:
по изучению педагогической литературы, документов архива, первоисточников, то есть в широком смысле опыта;
по изучению школьной документации и продуктов её деятельности
и эмпирические:
беседа;
изучение ученического творчества;
наблюдение.
Изучение опыта посредством работы с документами архивов, педагогической и другой научной литературы как метод известен издавна. Видные педагоги, исследователи, методисты, деятели сферы искусств для развития отечественной системы художественного (в т.ч. музыкального) образования с помощью данной организованной познавательной деятельности устанавливали связи между всем исторически устойчивым в учебно-воспитательных системах. И каждый раз в новых исторических условиях подходы к решению тех или иных задач и проблем, глобальных целей могут эволюционировать.
В современном контексте в учреждениях дополнительного образования ДМШ и ДШИ в качестве изучения опыта в более узком понимании выступает деятельность методических объединений разного уровня, организация и проведение мастер-классов, педагогических мастерских, открытых уроков, единых методических дней в учреждениях. То есть всё то, что способствует изучению передового, инновационного опыта ведущих педагогов современности, а также рядовых преподавателей, так как зачастую трудности, которые затрагивают последние — есть то, что является назревшей проблемой, вступающей в противоречие с устоявшейся практикой.
Обязательным условием фиксации степени освоения образовательных программ в учреждениях ДО является учебная школьная документация. Её анализ и изучение даёт множественный материал, помогающий устанавливать каузальную взаимосвязь между различными факторами образовательного процесса. Изучению подвергаются журналы успеваемости, ученические дневники, индивидуальные планы обучения детей по специальному музыкальному инструменту, протоколы методических объединений, педагогических и методических советов, родительских собраний, календарно-тематические планы, учебные образовательные программы, графики образовательного процесса, групповые и индивидуальные расписания, конспекты уроков, планы внутришкольных и внешних мероприятий, перспективные планы, годовой информационно-аналитический отчёт школы и т.д.
Самым распространённым и доступным методом исследования в ДМШ и ДШИ является наблюдение. Посещение учебных занятий, итоговых, контрольных, академические концерты, переводные зачёты, выпускные и переводные экзамены с их обязательным последующим методическим обсуждением демонстрируют результаты педагогической практики с целью исследования процесса в длительной перспективе при разностороннем, массовом, систематическим и объективном подходе с фиксацией результатов. Как правило, схема наблюдений, выделение главного, частного, обработка, рефлексия — то, что отличает научный подход от обыденного, если рассматривать наблюдение как научное знание о каком-либо педагогическом явлении.
Чаще всего наблюдение используют в комплексе с другими методами исследований, поскольку велика вероятность погрешностей в восприятии исследуемого объекта или процесса, на что может влиять личностный фактор: интересы, симпатии, позиции, настроенность исследователей.
Наиболее распространены наблюдения объединённой группы исследователей за явлениями педагогической практики (экзаменационные и другие комиссии), но возможны и наблюдения со стороны, например, административными органами, специальными не школьными комиссиями, вышестоящими инстанциями.
Получая художественное образование в стенах ДМШ, ДШИ, изучение ученического творчества и его продуктов обладает наиболее показательной степенью демонстрации результатов обучения в данных учреждениях сферы культуры и искусств. Анализ концертных выступлений, конкурсных (всех уровней - от школьных до международных), открытые показательные уроки, сольные концерты и концерты творческих коллективов, отчётные концерты и мероприятия, выставки, праздники, выпускные вечера являются результатами эстетического индивидуального и группового творчества. Их исследование и оценка выявляют индивидуальные черты и особенности обучающихся, степень осознанности ими своей уникальности, степень развитости их творческих возможностей, мотивационной сферы, устойчивости интереса к музыкальному (художественному) искусству и культуре в целом, адаптации в детском коллективе и обществе, способности взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способностью понимать чувства, потребности других людей.
Традиционным методом исследования также является беседа. На индивидуальных и групповых занятиях (хотя зачастую больше на первых) структура урока, методы работы и демократический стиль общения преподавателя с учеником позволяют строить свободное общение на уроке, обмениваться мнениями, вести диалог, в ходе которого исследователь может проанализировать те или иные интересующие его явления, взгляды обучающегося, причины, возможные удачи и неудачи ребёнка, а также его мировоззренческие и нравственные взгляды. Беседы дают много для понимания ученика как личности, что в конечном итоге используется во благо триединой цели - обучения, воспитания и развития. Несомненно, при грамотно построенном уважительном открытом диалоге, где важна личность преподавателя, способного расположить к себе учащегося, его психологические умения в ведении диалога, понимания возрастных особенностей, избегание субъективизма, умения варьировать постановку вопросов, проявлять находчивость, - всё это делает возможным в повышении объективности полученных ответов.
В качестве заключения следует сказать о том, что каждый из рассмотренных исследовательских традиционно-педагогических методов имеет свои особенности и в разной степени погрешность, некую неточность. Поэтому, важно оперировать их совокупностью для получения наиболее достоверной информации.
Скачать работу
Традиционно-педагогические методы исследований
в сфере дополнительного образования (ДМШ и ДШИ)
Сфера дополнительного образования в лице детских музыкальных школ и школ искусств — уникальная возможность для выявления, а также реализации таланта и одарённости детей (в том числе, с ограниченными возможностями здоровья) в сфере искусств. Дополняя основное общее образование, где осуществляется социализация личности, учреждения дополнительного образования дают особую возможность для её индивидуализации через получение начальных профильных знаний, умений и навыков в музыкальном, художественном, хореографическом областях искусств, учитывая при этом личные потребности и интересы детей по выбранному направлению обучения.
Для становления и последующего развития системы дополнительного образования проведена огромная работа всемирно известными деятелями русской музыкальной и художественной культуры, отечественными учеными, методистами и видными работниками образования.
Образовательный процесс как сложный и многофункциональный объект требует систематического исследования, что даёт возможность для прорыва вперёд, повышая действенность педагогики, как любой другой науки. От разработанности всех методов исследования зависит всестороннее изучение исследуемых педагогических проблем, их параметров и аспектов.
Методы исследования базируются на путях, способах и средствах, с помощью которых возможно добыть информацию об изучаемом предмете, а также новых фактах и знаний.
При всём многообразии исследовательских методов в современной педагогике традиционны те, что применяются по сей день. Корни их научного применения уходят к истокам становления педагогической науки.
Традиционно-педагогические методы можно разделить на
теоретические:
по изучению педагогической литературы, документов архива, первоисточников, то есть в широком смысле опыта;
по изучению школьной документации и продуктов её деятельности
и эмпирические:
беседа;
изучение ученического творчества;
наблюдение.
Изучение опыта посредством работы с документами архивов, педагогической и другой научной литературы как метод известен издавна. Видные педагоги, исследователи, методисты, деятели сферы искусств для развития отечественной системы художественного (в т.ч. музыкального) образования с помощью данной организованной познавательной деятельности устанавливали связи между всем исторически устойчивым в учебно-воспитательных системах. И каждый раз в новых исторических условиях подходы к решению тех или иных задач и проблем, глобальных целей могут эволюционировать.
В современном контексте в учреждениях дополнительного образования ДМШ и ДШИ в качестве изучения опыта в более узком понимании выступает деятельность методических объединений разного уровня, организация и проведение мастер-классов, педагогических мастерских, открытых уроков, единых методических дней в учреждениях. То есть всё то, что способствует изучению передового, инновационного опыта ведущих педагогов современности, а также рядовых преподавателей, так как зачастую трудности, которые затрагивают последние — есть то, что является назревшей проблемой, вступающей в противоречие с устоявшейся практикой.
Обязательным условием фиксации степени освоения образовательных программ в учреждениях ДО является учебная школьная документация. Её анализ и изучение даёт множественный материал, помогающий устанавливать каузальную взаимосвязь между различными факторами образовательного процесса. Изучению подвергаются журналы успеваемости, ученические дневники, индивидуальные планы обучения детей по специальному музыкальному инструменту, протоколы методических объединений, педагогических и методических советов, родительских собраний, календарно-тематические планы, учебные образовательные программы, графики образовательного процесса, групповые и индивидуальные расписания, конспекты уроков, планы внутришкольных и внешних мероприятий, перспективные планы, годовой информационно-аналитический отчёт школы и т.д.
Самым распространённым и доступным методом исследования в ДМШ и ДШИ является наблюдение. Посещение учебных занятий, итоговых, контрольных, академические концерты, переводные зачёты, выпускные и переводные экзамены с их обязательным последующим методическим обсуждением демонстрируют результаты педагогической практики с целью исследования процесса в длительной перспективе при разностороннем, массовом, систематическим и объективном подходе с фиксацией результатов. Как правило, схема наблюдений, выделение главного, частного, обработка, рефлексия — то, что отличает научный подход от обыденного, если рассматривать наблюдение как научное знание о каком-либо педагогическом явлении.
Чаще всего наблюдение используют в комплексе с другими методами исследований, поскольку велика вероятность погрешностей в восприятии исследуемого объекта или процесса, на что может влиять личностный фактор: интересы, симпатии, позиции, настроенность исследователей.
Наиболее распространены наблюдения объединённой группы исследователей за явлениями педагогической практики (экзаменационные и другие комиссии), но возможны и наблюдения со стороны, например, административными органами, специальными не школьными комиссиями, вышестоящими инстанциями.
Получая художественное образование в стенах ДМШ, ДШИ, изучение ученического творчества и его продуктов обладает наиболее показательной степенью демонстрации результатов обучения в данных учреждениях сферы культуры и искусств. Анализ концертных выступлений, конкурсных (всех уровней - от школьных до международных), открытые показательные уроки, сольные концерты и концерты творческих коллективов, отчётные концерты и мероприятия, выставки, праздники, выпускные вечера являются результатами эстетического индивидуального и группового творчества. Их исследование и оценка выявляют индивидуальные черты и особенности обучающихся, степень осознанности ими своей уникальности, степень развитости их творческих возможностей, мотивационной сферы, устойчивости интереса к музыкальному (художественному) искусству и культуре в целом, адаптации в детском коллективе и обществе, способности взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способностью понимать чувства, потребности других людей.
Традиционным методом исследования также является беседа. На индивидуальных и групповых занятиях (хотя зачастую больше на первых) структура урока, методы работы и демократический стиль общения преподавателя с учеником позволяют строить свободное общение на уроке, обмениваться мнениями, вести диалог, в ходе которого исследователь может проанализировать те или иные интересующие его явления, взгляды обучающегося, причины, возможные удачи и неудачи ребёнка, а также его мировоззренческие и нравственные взгляды. Беседы дают много для понимания ученика как личности, что в конечном итоге используется во благо триединой цели - обучения, воспитания и развития. Несомненно, при грамотно построенном уважительном открытом диалоге, где важна личность преподавателя, способного расположить к себе учащегося, его психологические умения в ведении диалога, понимания возрастных особенностей, избегание субъективизма, умения варьировать постановку вопросов, проявлять находчивость, - всё это делает возможным в повышении объективности полученных ответов.
В качестве заключения следует сказать о том, что каждый из рассмотренных исследовательских традиционно-педагогических методов имеет свои особенности и в разной степени погрешность, некую неточность. Поэтому, важно оперировать их совокупностью для получения наиболее достоверной информации.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств