Гаврилова Наталья Александровна, Жестовских Эвелина Игоревна
МБОУ «ООШ №36» г. Старый Оскол
Психологические особенности игровой деятельности младшего школьника в процессе обучения.
Наиболее благоприятная обстановка для формирования у детей положительных форм поведения, дисциплинированности, опрятности, трудолюбия, интереса к знаниям проявляются именно в игре. Игра делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Кроме того, игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Психологические исследования подтвердили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности и являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
В игре вырабатываются у детей организаторские способности и навыки, развивается выдержка, умение взвешивать и анализировать разные обстоятельства и многое другое, без чего невозможно всестороннее развитие личности. По мнению видных психологов (С.Л. Рубинштейн, Л.С.Выгодский, и др.) развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психологического развития вид деятельности [4,с. 307].
При знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Именно игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младших школьников страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована.
Все новое, неожиданное, яркое, интересное, привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоции.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок интересным и занимательным. Значит надо вводить в урок игры и игровые ситуации, но следует иметь в виду, что учеников надо приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным.
Развивающие игры в жизни ребенка занимают различное место. Если в дошкольном возрасте развивающая игра - основной источник знаний, то в школе она теряет свое ведущее значение, но ценность ее не снижается, она остается одним из основных средств обучения.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. И, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им в игре — вполне реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности. Ведь, как свидетельствуют психологи, только через переживания можно воспитать у детей положительное отношение к деятельности.
Л.С. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно перевоплощается в чужую личность, играя, он обогащает, углубляет свою собственную личность» [21,с. 99].
Д.Б. Эльконин раскрывает значение игры для психического развития ребенка. Он указывает, что основное значение игра имеет для развития мотивационно- потребностной сферы, в иге происходит эмоционально окрашенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, формируется новая потребность — действовать, как взрослый. Намечается переход от бессознательного к сознательному, для развития умственных действий (процесс постепенной интериоризации игровых действий), для развития произвольности поведения [25,с. 146].
Кроме того, психологическим механизмом возникновения игры у ребенка является диалектическое противоречие между потребностью в активном действии в окружающем мире наравне с взрослыми и отсутствием реальных на то возможностей. «А в игре все доступно, все возможно: и в космос слетать, и детей в школе учить», - замечает Д.Б. Эльконин. [24,с.191].
Ребенок в игре устремлен в будущее, эмоционально живет в нем, предвосхищает свое положение в обществе. Только встав в позицию взрослого, только осуществив, пусть условно, его действительность, ребенок начинает представлять, что смысл человеческой деятельности в самом общем виде заключается в другом человеке, что человеческая деятельность осуществляется, прежде всего, для других людей. Л.С. Выгодский называл игру «арифметикой социальных отношений», и справедливо считал, что именно в игре «становится человек». [4,с. 217]
Таким образом, включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что ученики, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры - развлечения, вводимые для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе, прежде всего обучающие, должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Поэтому основным типом развивающих игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению, снимающие напряжение, которое возникает в период адаптация ребёнка к школьному режиму. В младшем школьном возрасте у детей ещё сильна потребность в игре и пренебрежительное отношение к игровым приемам означает нарушение одного из важных принципов педагогики- учета возрастных особенностей детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат