Воспитание детей дошкольного возраста.
Ребёнок дошкольного возраста должен найти ответы на вопросы о том, кто он и какое место в обществе занимает. Задумывались ли Вы о том, что первые представления о самом себе проявляются у ребёнка ещё до наступления двухлетнего возраста! В этот период воспитание ребёнка потребует от родителей ещё большего терпения, спокойствия и умения. Все, наверно, слышали о кризисе двухлетнего возраста. А давайте подумает от куда же берутся все эти детские истерики. Всё это происходит из-за огромного и неконтролируемого желания самостоятельности. В этот период маленькому человечку уж очень хочется перейти границы дозволенного. Здесь хочется дать совет родителям: «помните, что ваш ребёнок и в самом деле суверенная личность и имеет равные права с вами…но не большие!». Это значит, что наступило время воспитывать взаимное уважение со своим ребёнком.
А что же дальше? Дальше возможно будут и другие психологические проблемы. Например, возраст 4-5 лет и возраст 7 лет… Главное в воспитании детей не переходить к «нахлабучиванию» и унижению своего чада. Не стоит ребёнку навязывать свои вкусы, решения проблем, задачи, цели и мечты. Нужно научиться слушать человечка, помогая ему войти в этот мир. Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребёнку можно сравнить с садовником, который помогает растению. Функция садовника – обеспечить водой, направить на растение свет, удобрить почву. То есть создать необходимые условия для развития, а не тянуть за верхушку. Если вы будете тянуть его в какую вам нужно сторону, вы его не вырастите.
В общении с ребёнком, наряду с уважением, необходимо взаимопонимание. Отлично, когда ребёнок понимает родителя, но ведь родитель прожил большую жизнь и ему легче понять ребёнка. Понимание означает – знать и учитывать потребности ребёнка, которые безусловно постоянно меняются. Но, не понимая и не зная потребности своего чада родителю никогда не понять почему он не слушается, грубит, истерит, отказывается от чего-то. Когда ребёнок видит, что его выслушивают и пытаются понять, то он начинает раскрываться, потому что видит, что его принимают таким, какой он есть. Это и есть начало правильного воспитания в семье! В таких семьях дети не боятся подойти и задать вопрос, поделится о произошедшем или наболевшем. Да, родителям иногда придётся отложить свои важные дела и провести беседу. Если же на попытку задать вопрос ребёнок постоянно получает: «мне некогда», «давай попозже», «сделай уроки, потом подойдёшь» и подобные отговорки, в следующий раз ребёнок врятли пойдёт к такому родителю за советом. Таким образом родители рискуют упустить что-то очень важное из жизни ребёнка, а может и «потерять» его. Речь не идёт о всеобщем дозволении. Разумеется, ребёнка нужно ограничивать. Но эти ограничения должны исходить из любви и желании защитить ребёнка, в тех случаях, когда что-то угрожает его жизни и здоровью.
А что насчёт похвалы? Здесь не стоит забывать об одном правиле. Всякая похвала имеет обратную сторону: хвалить – значит оценивать. Если ребёнка хвалят, у него создаётся чувство, что если он не сделает хорошо, то его осудят. Вам может быть знакомо понятие «безоценочное отношение к ребёнку». Как вы думаете, что это значит? Здесь имеется в виду отношение не к самому ребёнку, а к его действиям. Ни в коем случае во время критики или похвалы нельзя переходить на личность ребёнка! Нельзя говорить: «ты плохой» или «ты умница». Правильнее будет охарактеризовать сам поступок, т.е. больше подойдут фразы: «мне нравится, как ты это сделал», «ты плохо поступил, но…».
Не стоит занимать всё время ребёнка. Он нуждается и в свободном времени, как и мы с вами иногда. Необходимо давать ребёнку 2-3 часа свободного времени в день. Дети замечательно играют сами с собой, у них прекрасно развита фантазия. Помните историю из детства Агаты Кристи? Она росла в довольно состоятельной семье, но мать запрещала няне учить читать маленькую Агату. Дело в том, что её мать боялась того, что ребёнок может прочитать книги, которые ей не подходят по возрасту. А когда Агате исполнилось 6 лет выяснилось, что она научилась читать. Позже в своих мемуарах Агата Кристи рассказывала, как в детстве играла в воображаемых котят, разыгрывая с ними различные сценки, истории, а няня сидела рядом и вязала. Да, у детей отличная фантазия. Видя маленькую букашку и муравья, ребёнок в голове разыграл целую военную операцию по взятию крепости (муравейника). В это время голова ребёнка и отдыхает, и развивается одновременно. В наше время принято нагружать детей различными дополнительными кружками и секциями. Конечно, мы, родители, нагружаем своих детей только из самых лучших побуждений, считая, что привычка трудиться и развитие всех возможных способностей должны, по идее, помочь детям добиться успехов в будущем. Но иногда родители получают обратную картину: ребёнок выглядит утомлённым и вялым, часто болеет и совсем не проявляет интереса к занятиям. Тогда родителям стоит поубавить или как-то изменить ритм жизни своего ребёнка.
Конечно, современное общество диктует свои тенденции воспитания детей, но, как и раньше во главе воспитания стоит любовь. Любите, цените, уважайте и слушайте своих детей! И помните:
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат