«ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ С УРОКОМ МУЗЫКИ» (из опыта работы
Как педагогу, ответственному за воспитание обучающихся, мне приятно слышать, когда в адрес моих учеников звучат приятные, тёплые слова об их воспитанности, уважительном отношении к взрослым. И совсем не хочется услышать от кого-либо сказанное о них: «потерянное поколение», «чему вас только в школе учат!». Поэтому, как никогда, сегодня актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
Можно ли быть образованным и культурным человеком без духовно-нравственного воспитания? Конечно же, нельзя. Но духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. В современном мире ребенок практически не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, что можно назвать культурным, а что антикультурным, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - первостепенная потребность нашего времени. Школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью, нет, и не может быть.
Не мною придумано, что один из путей решения этой проблемы – органичное вплетение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения разным учебным дисциплинам. Всем известно, что одной из интересных и перспективных форм организации учебной деятельности обучающихся могут стать нетрадиционные интегрированные уроки.
Считаю, что самым надёжным средством привлечения к красоте, человечности, добру всегда являлась музыка, т.е. ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.
С какими же уроками можно интегрировать урок музыки? Объединение может быть разнообразным:
музыка и литературное чтение
музыка и изобразительное искусство
музыка и окружающий мир
музыка и математика
Предлагаю опыт интеграции учебных предметов с уроком музыки во 2 классе по программе «Планета знаний».
На уроках литературного чтения в разделе «Народные песни, сказки, пословицы» мы изучали русские народные песни «Как на тоненький ледок..», «Ходит конь по бережку...», «Заинька, где ты был - побывал?». Каждый педагог обязательно включает детям музыкальное прослушивание изученного произведения (если находит его в помощь себе на урок). Но мне интереснее было пойти дальше. На уроках музыки мы знакомимся с русскими народными инструментами, в том числе и с ложками. Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. И что самое важное для детей – при игре на ложках не нужно знать ноты! Их мы и использовали на уроке.
Детям после чтения и работы над песенками (но до прослушивания музыкального исполнения) было предложено сначала просто подобрать к ним мелодию (напеть), затем исполнить её с помощью прохлопывания ладонями, а затем попробовать исполнить при помощи ложек. После этого ученики прослушивают музыкальное исполнение песенок ансамблем или исполнителями, делают выводы о сходстве и различии своего и профессионального исполнения. Затем играют на ложках, параллельно с записью музыкального исполнения, делая вывод что, исполнение любых русских народных песенок легко можно сопроводить игрой на ложках. Через игру на ложках здесь идёт воспитание культуры исполнения народных песен, прививается интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры, идёт работа по духовно-нравственному воспитанию.
На уроках русского языка при изучении темы «Алфавит» для того, чтобы дети его запомнили, мы с ними … поём. На мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» пропеваем весь алфавит.
А б в г д е ё ж з
Во по ле бе ре за сто я ла,
И й ка эль эм эн о п эр эс
Во по ле ку дря ва я сто я ла.
Т у эф ха цэ че ша
Лю ли, лю ли , сто я ла,
Ща ъ ы ь э ю я
Лю ли, лю ли , сто я ла,
Музыка так же звучит и на уроках технологии и изобразительного искусства. Здесь уже могут быть разные варианты используемой музыки. Все зависит от темы урока. На уроке «Школа живописи. «Краски и настроение» объединились два вида искусства – живопись и музыка. Одной из задач урока является научить видеть прекрасное, формировать нравственно–эстетическую отзывчивость на прекрасное, умение образно воспринимать музыку и откликаться на ее красоту.
На уроке дети отвечали на вопрос: «Какими цветами можно передать грустное и радостное настроение?». После того как они ответили, был задан другой вопрос: «С помощь чего ещё можно передать грустное и радостное настроение?» (с помощью музыки). Затем я включала отрывки из различных музыкальных произведений, а ученики говорили, какое настроение передаёт автор, объясняли, как догадались. Подвели итог: когда нам плохо, мы часто говорим, что вокруг темно, мрачно, хочется рисовать тёмными красками, а в голове возникает грустная мелодия. И, напротив, если настроение хорошее, «радужное», то и музыку хочется слушать лёгкую, весёлую.
На практическом этапе урока дети под позитивную музыку «рисовали настроение», используя разнообразный спектр цветов.
В заключение хочется сказать, что работать в данном направлении мне интересно, моим ученикам тоже, они с интересом ждут таких уроков. На основе выводов учителей, опыт которых я изучала, и собственных наблюдений могу сказать, что музыка – действительно мощный помощник в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Надо только правильно ее применять.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат