Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста.. Работа №21223

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Работа:

 

Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Далматова Лариса Алексеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБДОУ №4 «Умка»

ХМАО город Сургут

Воспитатель

В статье рассматривается использование элементов устного народного творчества в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных вариантов использования различных форм устного народного творчества для развития речевых навыков у детей. Автором предложены также варианты совместного взаимодействия родителей и педагогов с целью создания условий для развития речи детей.

Ключевые слова: устное народное творчество, развитие речи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказка.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Задача воспитателя в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства [1, с. 6-8].

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать устное народное творчество, которое является одним из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь дошкольников, формирует отношение к окружающему миру, а также играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [8, с. 11].

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы – пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять [2, с. 17].

Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, прибауток, закличек и колыбельных песенок. При чтении текста данных форм народного творчества воспитатель помогает детям понять содержание, запомнить названия животных и птиц, которые встречаются в тексте, а так же то, что о них говорится; формировать способность к обобщению; вызывает у детей желание послушать эти стихотворения ещё раз, проговаривая отдельные слова; развивать речь, память, активизировать словарь. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

Богатейший материал для развития речи и воспитания нравственных качеств дошкольников содержат в себе пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребёнка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и прочее) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его [1, с 71].

Особенностью малых произведений народного творчества является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и другие). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и другие. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и другие. Цель их – развеселить, позабавить ребёнка и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями [5, с. 11-12].

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Расширяя словарь детей через устное народное творчество, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине, о наблюдениях природных явлений [8, с. 63].

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в произведениях устного народного творчества. Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает детям улавливать интонационную окраску речи.

Использование произведений устного народного творчества для детей среднего дошкольного возраста включаются также в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит», «За околицей», «В гостях у сказки» и другие.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников.

Приобщение к народному творчеству детей дошкольного возраста осуществляется не только непосредственно в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Родители детей охотно принимают участие в процессе развития речевой деятельности детей посредством элементов устного народного творчества. На стендах родительского уголка размещаются небольшие тексты (загадки, пословицы, стихотворения), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Применяются также досуговые формы общения с родителями: литературные вечера, фольклорные праздники, тематические вечера, на которых родители вместе со своими детьми читают стихи, потешки, стихотворения, поют песни и рассказывают сказки.

Таким образом, приобщение детей к устному народному творчеству расширяет словарный запас детей, способствует развитию культуры речи, пониманию обращённой к ним речи, выражению своих чувств и мыслей посредством речевых средств.

 

Литература

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 156

с

.

Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре – М., 1988. – 84

с

.

Дмитриева Е. Как читать детям народные сказки // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. – С. 13.

Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4. –С. 10-11.

Сергеева Д. «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»: Малый фольклор. // Дошкольное воспитание. – 1994. - №9. – С. 11-12.

Скворцова Л. Формирования у детей интереса к русскому фольклору. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С. 8.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1987. – 121

с

.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1999. – 132

с

.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×