Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование орфографических навыков.. Работа №21224

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование орфографических навыков.
Работа:

Формирование орфографических навыков.

Из опыта работы.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Успех обучения орфографии во многом зависит от правильного решения следующих вопросов: когда и как заложить основу орфографической работе и предупредить фрагментарность знаний; с помощью каких средств и как обеспечить непрерывность становления орфографического навыка учащихся.

Многолетняя практика убедила меня в том, что формирование орфографических навыков следует начинать в период обучения грамоте. На мой взгляд, очень важно своевременно сформировать понятие об орфограмме и приступать к этой работе необходимо именно в период обучения грамоте.

По наблюдениям, разрезная азбука (при работе с ней в условиях класса) не даёт желаемого результата потому, что организация работы с ней вносит многочисленные трудности: буквы у детей падают, начинаются поиски, внимание невольно отвлекается от учебного процесса. Вот поэтому работу с разрезной азбукой на уроке я заменила упражнениями в печатной тетради.

Делаю это так. Производится звуковой анализ слова, в процессе которого слово печатается. Например, предлагается напечатать слово ваза. Работает весь класс под руководством комментирующего. Надо заметить, что сначала комментирую я, затем сильные и средние учащиеся, так постепенно подтягиваются все, причём учащиеся делают это с удовольствием. Комментатор анализирует:

- В слове ваза два слога: ва, за. Первый слог ва состоит из двух звуков [в], [а]. Печатаю ва (учащиеся печатают одновременно). Второй слог за. В нём два звука: [з], [а]. Печатаю за. Проверяю: ва-за. Два согласных [в], [з].

Вначале ученики работают над фонетическими написаниями слов типа дом, сом.

Уже в ранний период обучения грамоте на каждом уроке отводится 5-7 минут для упражнений, формирующих понятия об орфограмме.

Ученики, сопоставляя слова, вслушиваясь в их звучание, осознают, что не все надо писать так, как слышишь. А это очень полезно для последующей работы. Такие упражнения представляют возможность с 1 класса организовать сложную работу по составлению звукового и буквенного состава слов, осознать орфограмму.

Кроме того, такая работа даёт много для выработки целого комплекса навыков. Дети успешно воспринимают слог одновременно как единицу чтения и графический элемент, поэтому при письме пропуск букв – редкость. А это уже большое достижение, результат кропотливейшего звуко-буквенного анализа слов.

С помощью упражнений в звуко-буквенном анализе слов предупреждается разрыв между знаниями и практикой письма, закладывается основа всей орфографической работы.

Ученики учатся слушать и слышать, вникать в лексическое значение слов, отчётливо представлять группировку слов по орфографической трудности: слова дом, сом пишутся так, как слышатся (первая группа – фонетические написания); в словах пенал, дежурный, класс гласные или согласные запоминаются или проверяются с помощью орфографического словаря (вторая группа); слова г(а/о)ра, в(а/о)да, ска(с/з)ка пишутся по орфографическим правилам (третья группа).

В проведении такой работы я руководствовалась советами А.М.Пешковского: «Ведь орфографическое искусство основано на раздвоении наших буквенных и звуковых представлений. Так не лучше ли с самого начала приучить ребёнка к этому раздвоению (я бы сказал, что это прямая и главная задача обучения правописанию в его отличии от простого обучения письму), чем скрывать от него звуковые образы? Обман, как и во всём остальном, ни к чему хорошему тут не приводит. Если он и приучает большинство не слышать звуков (хотя ещё вопрос, какая часть учеников выбрасывается за борт как неспособная к орфографии, большая или меньшая), то об этом следует только пожалеть, как и о всяком ограничении и извращении человеческого ума. И надо с первых же шагов обучения правописанию приниматься за основную и действительно весьма и весьма трудную задачу этого обучения: приучение ребёнка сознательно и твёрдо раздваивать в известных случаях свои буквенные и звуковые представления»1

С 1 класса я обучаю школьников сознательно и твёрдо «раздваивать» свои буквенные и звуковые восприятия, тем самым подготавливаю к осознанию тех закономерностей, на которых строится русское правописание.

Мои первоклассники благодаря систематическим упражнениям в звуковом анализе слов распознают различные фонетические явления: озвончение, оглушение, твёрдость и мягкость согласных, ударные и безударные слоги. Следовательно, учащиеся понимают отношения между звучащей речью (звуковой материей) и её письменным выражением. У детей постепенно повышается произносительно-слуховая культура: они начинают говорить отчётливо, выразительно, убедительно обосновывают написания. И это результат того, что конкретное, чувственное восприятие звуков, слогов, слов ведёт к пониманию, что обозначается буквой, к осознанию орфограммы.

Так первоклассники, ещё не зная состав слов, не изучая никаких правил, благодаря звуковому анализу понимают, что в словах оса, сады есть сомнительные буквы, поэтому для написания им необходимо сравнить с другими.

Такие упражнения заставляют по-иному оценивать роль теории для овладения орфографическими навыками в самый ранний период обучения грамоте. Причём попутно с осознанием звукового состава посредством звукового анализа постепенно осознаются детьми и нормы нашей графики: [йа-ма] – я-ма, [н`а- н`а] – ня-ня, [кон`] – конь и т.д.

Так создаётся привычка анализирующего письма, опирающегося на понимание характера нашей орфографии. Навык анализировать отрабатывается на многочисленных упражнениях.

Г.А.Соркина Учитель начальных классов МАОУ «Средней общеобразовательной школы №14», города Кемерово.

Пешковский А.М. Наш язык. Книга для учителя, ч. I. Государственное издательство Москва, с.18-19.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×