Формирование орфографических навыков.
Из опыта работы.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Успех обучения орфографии во многом зависит от правильного решения следующих вопросов: когда и как заложить основу орфографической работе и предупредить фрагментарность знаний; с помощью каких средств и как обеспечить непрерывность становления орфографического навыка учащихся.
Многолетняя практика убедила меня в том, что формирование орфографических навыков следует начинать в период обучения грамоте. На мой взгляд, очень важно своевременно сформировать понятие об орфограмме и приступать к этой работе необходимо именно в период обучения грамоте.
По наблюдениям, разрезная азбука (при работе с ней в условиях класса) не даёт желаемого результата потому, что организация работы с ней вносит многочисленные трудности: буквы у детей падают, начинаются поиски, внимание невольно отвлекается от учебного процесса. Вот поэтому работу с разрезной азбукой на уроке я заменила упражнениями в печатной тетради.
Делаю это так. Производится звуковой анализ слова, в процессе которого слово печатается. Например, предлагается напечатать слово ваза. Работает весь класс под руководством комментирующего. Надо заметить, что сначала комментирую я, затем сильные и средние учащиеся, так постепенно подтягиваются все, причём учащиеся делают это с удовольствием. Комментатор анализирует:
- В слове ваза два слога: ва, за. Первый слог ва состоит из двух звуков [в], [а]. Печатаю ва (учащиеся печатают одновременно). Второй слог за. В нём два звука: [з], [а]. Печатаю за. Проверяю: ва-за. Два согласных [в], [з].
Вначале ученики работают над фонетическими написаниями слов типа дом, сом.
Уже в ранний период обучения грамоте на каждом уроке отводится 5-7 минут для упражнений, формирующих понятия об орфограмме.
Ученики, сопоставляя слова, вслушиваясь в их звучание, осознают, что не все надо писать так, как слышишь. А это очень полезно для последующей работы. Такие упражнения представляют возможность с 1 класса организовать сложную работу по составлению звукового и буквенного состава слов, осознать орфограмму.
Кроме того, такая работа даёт много для выработки целого комплекса навыков. Дети успешно воспринимают слог одновременно как единицу чтения и графический элемент, поэтому при письме пропуск букв – редкость. А это уже большое достижение, результат кропотливейшего звуко-буквенного анализа слов.
С помощью упражнений в звуко-буквенном анализе слов предупреждается разрыв между знаниями и практикой письма, закладывается основа всей орфографической работы.
Ученики учатся слушать и слышать, вникать в лексическое значение слов, отчётливо представлять группировку слов по орфографической трудности: слова дом, сом пишутся так, как слышатся (первая группа – фонетические написания); в словах пенал, дежурный, класс гласные или согласные запоминаются или проверяются с помощью орфографического словаря (вторая группа); слова г(а/о)ра, в(а/о)да, ска(с/з)ка пишутся по орфографическим правилам (третья группа).
В проведении такой работы я руководствовалась советами А.М.Пешковского: «Ведь орфографическое искусство основано на раздвоении наших буквенных и звуковых представлений. Так не лучше ли с самого начала приучить ребёнка к этому раздвоению (я бы сказал, что это прямая и главная задача обучения правописанию в его отличии от простого обучения письму), чем скрывать от него звуковые образы? Обман, как и во всём остальном, ни к чему хорошему тут не приводит. Если он и приучает большинство не слышать звуков (хотя ещё вопрос, какая часть учеников выбрасывается за борт как неспособная к орфографии, большая или меньшая), то об этом следует только пожалеть, как и о всяком ограничении и извращении человеческого ума. И надо с первых же шагов обучения правописанию приниматься за основную и действительно весьма и весьма трудную задачу этого обучения: приучение ребёнка сознательно и твёрдо раздваивать в известных случаях свои буквенные и звуковые представления»1
С 1 класса я обучаю школьников сознательно и твёрдо «раздваивать» свои буквенные и звуковые восприятия, тем самым подготавливаю к осознанию тех закономерностей, на которых строится русское правописание.
Мои первоклассники благодаря систематическим упражнениям в звуковом анализе слов распознают различные фонетические явления: озвончение, оглушение, твёрдость и мягкость согласных, ударные и безударные слоги. Следовательно, учащиеся понимают отношения между звучащей речью (звуковой материей) и её письменным выражением. У детей постепенно повышается произносительно-слуховая культура: они начинают говорить отчётливо, выразительно, убедительно обосновывают написания. И это результат того, что конкретное, чувственное восприятие звуков, слогов, слов ведёт к пониманию, что обозначается буквой, к осознанию орфограммы.
Так первоклассники, ещё не зная состав слов, не изучая никаких правил, благодаря звуковому анализу понимают, что в словах оса, сады есть сомнительные буквы, поэтому для написания им необходимо сравнить с другими.
Такие упражнения заставляют по-иному оценивать роль теории для овладения орфографическими навыками в самый ранний период обучения грамоте. Причём попутно с осознанием звукового состава посредством звукового анализа постепенно осознаются детьми и нормы нашей графики: [йа-ма] – я-ма, [н`а- н`а] – ня-ня, [кон`] – конь и т.д.
Так создаётся привычка анализирующего письма, опирающегося на понимание характера нашей орфографии. Навык анализировать отрабатывается на многочисленных упражнениях.
Г.А.Соркина Учитель начальных классов МАОУ «Средней общеобразовательной школы №14», города Кемерово.
Пешковский А.М. Наш язык. Книга для учителя, ч. I. Государственное издательство Москва, с.18-19.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат