Педагогическое значение сказки в гендерном воспитании дошкольников
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей могут оказать сказки. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.
Сказка – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением.
В сказках отражен опыт народной педагогики, представления народа о назначении мужчины и женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.
Через фольклор осуществляется приобщение к народным традициям полоролевого воспитания: почитание семьи, как важнейшего института воспитания, уважительные отношения между родителями, возвышенное отношение к женщине (матери), уважение и почитание детьми своих родителей, любовь родителей к детям. Развитие у мальчиков чувства товарищества, верности слову и делу, мужества, самоотверженности; развитие у девочек нежности, терпимости, отзывчивости, сострадания. Воспитание у детей обоих полов таких нравственных качеств, как доброта, честность, порядочность, правдивость, надежность, бережливость; уважительное отношение к старшим, забота о младших по возрасту, гостеприимство, милосердие и благотворительность; приобщение детей к труду, созидательной деятельности .
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Сказка помогает детям овладеть первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа, поведение).
Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоционально положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играют все сказки, и народные, и авторские и дидактические. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки.
Волшебные сказки привлекают детей своим динамизмом, многочисленными ситуациями, в которых герой преодолевает препятствия. Дети стремятся подражать героям сказок, охотно переносят эпизоды сказок в свои игры.
Особое значение в формировании полоролевой идентичности детей, полотипичного поведения у тех сказок, героями которых являются дети, так как идентификация с главным героем, близким по возрасту, повышает уверенность ребенка в себе. К таким сказкам относятся как народные («Мальчик с пальчик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), так и авторские («Цветик-семицветик» В. Катаева).
В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные», есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой .
Все группы сказок являются хранилищем, своего рода «банком» моделей успешного поведения в разных ситуациях. Но ценность сказочной истории и её уроков очевидна только тогда, когда ребёнок может соотнести сказочные модели поведения со своей реальной жизнью, и найти им там место. Поэтому каждую сказку надо подробно обсуждать с ребёнком, выделяя те качества главных героев, которые привели их к успеху или поражению, отмечая особенности их поведения и те последствия, которые оно вызвало в дальнейшем. Задача родителей и педагогов – создать мостик между сказочной страной и реальной жизнью ребёнка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат