Особенности волевых качеств у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.
Неполноценная речевая деятельность, особенности познавательных процессов неблагоприятно сказываются на личностном становлении ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи выделяют следующие особенности познавательной деятельности:
- трудности в пространственно-временной ориентировке;
- нарушения фонематического восприятия,
- нарушения внимания: неустойчивость, низкий уровень произвольности, трудности переключения и распределения, трудности в планировании и контроле своих действий, быстрая утомляемость;
- снижение продуктивности запоминания;
- несформированность некоторых понятий;
- замедленность мыслительных процессов;
- снижение самоорганизации;
- преобладание непроизвольных познавательных процессов.
Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова и некоторых других.
Детям с общим недоразвитием речи в отличие от детей с нормой свойственна пассивность, склонность к спонтанному поведению, сензитивность, зависимость от окружающих (Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова).
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность или значительное нарушение всех видов контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий), причем в большей степени страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в дополнительной помощи педагога: детям требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.
Особенности выполнения деятельности у детей с общим недоразвитием речи связаны со спецификой внимания, что проявляется в характере отвлечений. У детей с нормальным речевым развитием в процессе деятельности наблюдается отвлечение «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, верно или нет они выполняют то или иное задание), а для детей с общим недоразвитием речи преимущественными видами отвлечения оказались следующие:
- «посмотрел по сторонам (в окно)»;
- «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».
У детей с общим недоразвитием речи низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат