Дата публикации:
04.09.2019
Автор:
Хайруллина Айгуль Болатовна, Абдрахманова Анаргуль Жумабаевна, Абишева Алина Муратовна
Название работы:
Основные аспекты социализации учащихся
казахстанской общеобразовательной школы
Работа:
Основные аспекты социализации учащихся
казахстанской общеобразовательной школы
Хайруллина Айгуль Болатовна
магистр, старший преподаватель кафедры инновационного образования и
информационных технологии
АО Национальный центр повышения квалификации Өрлеу Института повышения квалификации педагогических
работников по Западно-Казахстанской области,
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Абдрахманова Анаргуль Жумабаевна
магистр, старший преподаватель кафедры инновационного образования и
информационных технологии
АО Национальный центр повышения квалификации Өрлеу Института повышения квалификации педагогических
работников по Западно-Казахстанской области,
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Абишева Алина Муратовна
магистр, старший преподаватель кафедры инновационного образования и
информационных технологии
АО Национальный центр повышения квалификации Өрлеу Института повышения квалификации педагогических
работников по Западно-Казахстанской области,
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре ее – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Одним из приоритетных направлении совершенствования системы казахстанского общего среднего образования является социализация учащихся, т.е. подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни нашей страны. В связи с этим одна из задач общего среднего образования - формирование социально-адаптированной личности, имеющей целостное мировоззрение и устойчивые социально-одобряемые ценностные ориентации, способной выносить свои суждения и взаимодействовать с окружающими, нести ответственность за свои действия и исполнять свою социальную роль в семье, обществе, коллективе; ведущей здоровый образ жизни и охраняющей природную среду. [1]
Общеобразовательная школа как институт социализации функционально содержит в себе все необходимые условия, способствующие усвоению социальных ролей и регуляции процесса социализации личности в школьном возрасте. Реализация идей социализации требует полноценного использования учебного и внеучебного времени в целостном педагогическом процессе, а также тесного сотрудничества с семьей, организациями дополнительного образования.
Социализация личности происходит при приобретении субъектного опыта. В.И.Слободчикова условия возникновения и механизмы развития субъектности в пределах индивидуальной жизни рассматривает в следующих аспектах:
- человеческие способности могут стать и могут быть только в саморазвитии;
- саморазвитие – фундаментальная способность человека становиться; и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя;
- субъектность человека представлена в трех типах: субъектность в сознании (самосознание), субъектность в общении (самобытность), субъектность в деятельности (самодеятельность), в нашем случае учебная деятельность. [2, с. 14-27]
Фактически это и есть, главные линии развития ребенка как субъекта собственной жизни. Эти аспекты органично вписываются в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования РК и может служить методологическим обоснованием, понимания личности ученика как субъекта учебной деятельности. В ГОСО РК требованием к уровню подготовки обучающихся оценивается с охватом нескольких аспектов. Один из которых - личностные результаты. Данный аспект отражается в проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм; умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера. [1]
А.К. Осницкий предполагает, что ученик сможет стать субъектом учебной деятельности в том случае, если освоит следующие функции [3, с. 34]:
1) целеобразования и целеудержания (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес);
моделирования (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий данному предмету);
программирования (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий);
оценивания (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий);
коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали его не соответствуют предъявляемым требованиям);
отношений (надо иметь представление о правилах взаимоотношений с другими людьми и с предметами труда).
Основной функциональный компонент учебной деятельности – учение. И.И. Ильясов рассматриваем учение как деятельность личности с присущими ей особенностями. [4] Исходя из этого, учебную деятельность можно определить как совместную деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т.е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов учения.
В научной литературе часто предметом деятельности учения считаются знания, умения и навыки, подлежащие усвоению. Однако учитывая основные подходы среднего образования можно считать, что предмет деятельности учения – это не только знания и умения, которые должен усвоить ученик, а прежде всего, субъектный опыт ученика, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями и переконструирования его за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта.
Определение предмета деятельности учения в значении, близкое к общеобязательному среднему образованию, встречается у И.И.Ильясова. Предмет деятельности учения – опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта, переработанного в содержание обучения. [4]
Подтверждение этому можно увидеть в исследованиях Т.В. Машаровой: Рассмотрение знаний как предмета учения не совсем точно. ...Знания, даваемые в обучении, являются средством изменения субъектного опыта ученика [5, с.67]. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов продукт учения рассматривали как желаемые изменения в самом учащемся.
Поскольку учение есть изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими, то деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию. Эти изменения состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений, которое проявляется в социализации учащихся современной средней школы.
Таким образом, усвоение социального опыта осуществляется благодаря активности учащихся, в ходе которого осуществляется непосредственное взаимодействие и сотрудничество субъектов учебной деятельности. В свою очередь субъектный опыт учащихся приводит к успешной социализации обучающихся, как результата общеобязательного среднего образования нашей страны.
Список использованных источников и литературы
1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Общее среднее образование. Основные положения. - Астана, 2016.
2. Слободчиков В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В. Г. Щур. - М: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
3. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-126 с.
5. Машарова Т. В. Ходырева Е. А. Моделирование учебных ситуаций в личностно ориентированной образовательной среде (на примере учреждений среднего профессионального образования): Учеб. Пособие для препод. ССУЗ / Под ред. В. С. Данюшенкова. - Екатеринбург, 2002. - 96 с.
Скачать работу
казахстанской общеобразовательной школы
Хайруллина Айгуль Болатовна
магистр, старший преподаватель кафедры инновационного образования и
информационных технологии
АО Национальный центр повышения квалификации Өрлеу Института повышения квалификации педагогических
работников по Западно-Казахстанской области,
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Абдрахманова Анаргуль Жумабаевна
магистр, старший преподаватель кафедры инновационного образования и
информационных технологии
АО Национальный центр повышения квалификации Өрлеу Института повышения квалификации педагогических
работников по Западно-Казахстанской области,
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Абишева Алина Муратовна
магистр, старший преподаватель кафедры инновационного образования и
информационных технологии
АО Национальный центр повышения квалификации Өрлеу Института повышения квалификации педагогических
работников по Западно-Казахстанской области,
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре ее – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Одним из приоритетных направлении совершенствования системы казахстанского общего среднего образования является социализация учащихся, т.е. подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни нашей страны. В связи с этим одна из задач общего среднего образования - формирование социально-адаптированной личности, имеющей целостное мировоззрение и устойчивые социально-одобряемые ценностные ориентации, способной выносить свои суждения и взаимодействовать с окружающими, нести ответственность за свои действия и исполнять свою социальную роль в семье, обществе, коллективе; ведущей здоровый образ жизни и охраняющей природную среду. [1]
Общеобразовательная школа как институт социализации функционально содержит в себе все необходимые условия, способствующие усвоению социальных ролей и регуляции процесса социализации личности в школьном возрасте. Реализация идей социализации требует полноценного использования учебного и внеучебного времени в целостном педагогическом процессе, а также тесного сотрудничества с семьей, организациями дополнительного образования.
Социализация личности происходит при приобретении субъектного опыта. В.И.Слободчикова условия возникновения и механизмы развития субъектности в пределах индивидуальной жизни рассматривает в следующих аспектах:
- человеческие способности могут стать и могут быть только в саморазвитии;
- саморазвитие – фундаментальная способность человека становиться; и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя;
- субъектность человека представлена в трех типах: субъектность в сознании (самосознание), субъектность в общении (самобытность), субъектность в деятельности (самодеятельность), в нашем случае учебная деятельность. [2, с. 14-27]
Фактически это и есть, главные линии развития ребенка как субъекта собственной жизни. Эти аспекты органично вписываются в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования РК и может служить методологическим обоснованием, понимания личности ученика как субъекта учебной деятельности. В ГОСО РК требованием к уровню подготовки обучающихся оценивается с охватом нескольких аспектов. Один из которых - личностные результаты. Данный аспект отражается в проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм; умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера. [1]
А.К. Осницкий предполагает, что ученик сможет стать субъектом учебной деятельности в том случае, если освоит следующие функции [3, с. 34]:
1) целеобразования и целеудержания (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес);
моделирования (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий данному предмету);
программирования (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий);
оценивания (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий);
коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали его не соответствуют предъявляемым требованиям);
отношений (надо иметь представление о правилах взаимоотношений с другими людьми и с предметами труда).
Основной функциональный компонент учебной деятельности – учение. И.И. Ильясов рассматриваем учение как деятельность личности с присущими ей особенностями. [4] Исходя из этого, учебную деятельность можно определить как совместную деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т.е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов учения.
В научной литературе часто предметом деятельности учения считаются знания, умения и навыки, подлежащие усвоению. Однако учитывая основные подходы среднего образования можно считать, что предмет деятельности учения – это не только знания и умения, которые должен усвоить ученик, а прежде всего, субъектный опыт ученика, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями и переконструирования его за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта.
Определение предмета деятельности учения в значении, близкое к общеобязательному среднему образованию, встречается у И.И.Ильясова. Предмет деятельности учения – опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта, переработанного в содержание обучения. [4]
Подтверждение этому можно увидеть в исследованиях Т.В. Машаровой: Рассмотрение знаний как предмета учения не совсем точно. ...Знания, даваемые в обучении, являются средством изменения субъектного опыта ученика [5, с.67]. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов продукт учения рассматривали как желаемые изменения в самом учащемся.
Поскольку учение есть изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими, то деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию. Эти изменения состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений, которое проявляется в социализации учащихся современной средней школы.
Таким образом, усвоение социального опыта осуществляется благодаря активности учащихся, в ходе которого осуществляется непосредственное взаимодействие и сотрудничество субъектов учебной деятельности. В свою очередь субъектный опыт учащихся приводит к успешной социализации обучающихся, как результата общеобязательного среднего образования нашей страны.
Список использованных источников и литературы
1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Общее среднее образование. Основные положения. - Астана, 2016.
2. Слободчиков В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В. Г. Щур. - М: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
3. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-126 с.
5. Машарова Т. В. Ходырева Е. А. Моделирование учебных ситуаций в личностно ориентированной образовательной среде (на примере учреждений среднего профессионального образования): Учеб. Пособие для препод. ССУЗ / Под ред. В. С. Данюшенкова. - Екатеринбург, 2002. - 96 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств