Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ГБОУ Школа №480 (ДОУ 2639). Работа №21654

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ГБОУ Школа №480 (ДОУ 2639)
Работа:

статья

Проблема формирования письменных вычислений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в психологопедагогических исследованиях.

 

Содержание

1.1 Некоторые подходы к изучению приёмов письменных вычислений в начальных классах общеобразовательной школы.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 1

1.2 Особенности усвоения приёмов письменных вычислений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.,,,,,,,,,, 4

 

Некоторые подходы к изучению приёмов письменных вычислений в начальных классах

общеобразовательной школы

 

Формирование навыков письменных вычислений, составляет важнейшую задачу обучения в начальной школе, поскольку закладывает основу для успешного усвоения материала многих других предметов, связанных с вычислениями.

Под вычислительным навыком понимается высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки - означает, что для каждого случая нужно знать, какие операции и в каком порядке надлежит выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.[1, с. 21]

Полноценный вычислительный навык определяется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.[4, с. 62]

Правильность состоит в том, что ученик верно находит результат арифметического действия над данными числами, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Под осознанностью понимается, что учащийся осознает, на основе каких знаний выбираются операции и устанавливается порядок их выполнения. Это для учащегося как доказательство верности выбора системы операций. Проявление осознанности проявляется в том, что учащийся в любой момент сможет пояснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, правда, не значит, что ученику всегда нужно объяснять решение всех примеров. В процессе овладения навыком объяснение должно постепенно сворачиваться.

Рациональность предполагает, что учащийся, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, то есть находит те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Конечно, это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и учащийся, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный.

Обобщенность состоит в том, что учащийся может использовать прием вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность точно так же, как и рациональность, ближайшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, так как общим для различных случаев вычисления будет прием, основой которого являются одни и те же теоретические положения.

Под автоматизмом (свернутостью) понимается то, что ученик должен выделять и выполнять операции быстро и в свернутом виде, но всегда сможет возвратиться к объяснению выбора работы системы операций.

Формирование вычислительных умений и навыков представляет собой сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности.

В исследованиях по методике формирования математических навыков обозначается несколько подходов к данному вопросу.

Прежде всего, методистами и дидактами отмечается, что формирование вычислительных навыков является первоочередной задачей начального курса математики.

В современных учебниках содержательную основу начального математического образования составляют понятия числа и четырех арифметических действий.

В соответствии с действующими учебниками по математике для начальной школы рассмотрение вычислительного приема осуществляется только после того, как учащиеся осознают его теоретическую основу (определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них) [2, с.624-626].

Отметим, что в каждом конкретном случае младшие школьники уясняют сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительного приема, конструируют различные приемы для одного случая вычислений, используя различные теоретические положения.

Начальный курс математики основывается на такой последовательности введения вычислительных приемов, при которой вводятся постепенно, наращивая большее число операций. А приемы, которые были усвоены ранее, включаются в новые в качестве основных операций.

Учебники математики ориентированы на общие вычислительные навыки, и учителю легко обучить учеников алгоритму вычислений. Однако не менее важной задачей является также отработка этих навыков, которая укрепляет их и обеспечивает возможность их использования без затруднений. И если материала учебника оказывается недостаточно, учителю приходится применять дополнительные материалы и виды заданий.

Одним из примеров подобного укрепления вычислительных навыков являются пятиминутные «разминки», в ходе которых дети упражняются в устном вычислении и тем самым отрабатывают качество вычислений и их скорость [4, с. 34-38].

Другим способом формирования и развития вычислительных навыков является использование упражнений, в которых требуется найти значение выражений и разделить выражения на группы. В основе такого деления лежит использование приема. К примеру, ученики, выполняя упражнение, должны разделить выражения с приемами вычитания и сложения.

Другим типом заданий является использование обратного действия. Такой тип заданий позволяет не только укреплять навык, но и формировать взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения и вычитания.

Еще используют такой тип заданий, в которых необходимо вычислить значения наиболее удобным способом. При работе с подобным заданием перед школьниками стоит не только задача вычислить значение выражений, но и упростить процесс вычислений, используя свойства сложения, которые лежат в основе вычислительных приемов сложения без перехода и с переходом через разряд. Ученики повторяют и закрепляют эти приемы. В результате многократного использования данных приемов, они более прочно и осознано усваивают их.

Таким образом, для формирования и укрепления приемов письменных вычислений в начальной школе используют разные типы заданий.

 

Особенности усвоения приёмов письменных вычислений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

 

Особенности усвоения приемов письменных вычислений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлены различными причинами, но, прежде всего, особенностями психического развития таких детей.

Дети с интеллектуальной недостаточностью меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Такие школьники с трудом усваивают учебный материал, у них неустойчивое внимание, низкая работоспособность, слабо развиты память, речь, мышление, они быстро утомляются, неусидчивы. Трудности в овладении общеучебными умениями, обусловленные низким уровнем познавательной деятельности умственно отсталых школьников, требуют значительного времени для коррекции и развития детей на уроках традиционными методами [5, с. 87].

В начальных классах учащиеся с интеллектуальной недостаточностью изучают арифметические действия с целыми числами и их приложение к простейшим величинам, учатся решать простые и несложные составные текстовые арифметические задачи, знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами. Как свидетельствуют специальные исследования, эти ученики испытывают трудности при усвоении приемов письменных вычислений: при овладении порядковым счетом, элементарными вычислительными навыками, в решении арифметических задач (М.В. Ипполитова, Г.М. Капустина, А.А. Харитонов, Л.Н. Чучалина и другие).

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают сложности при изучении и усвоении учебного материала по всем учебным предметам, что обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Так, они затрудняются в понимании связей между буквами и звуками, символами и их значениями, множества и его числового выражения.

У таких детей нарушена функция абстрактного мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, отношения между понятиями. В этой связи они испытывают серьезные затруднения в овладении даже простейшими письменными вычислениями.

У многих детей с интеллектуальной недостаточностью присутствуют нарушения речи, моторики, различные соматические нарушения. Эмоционально-волевая сфера отличается низкой степенью произвольности всех процессов, их расторможенностью.

Детей с интеллектуальным недоразвитием отличает ряд особенностей мышления. Так, мыслительные операции протекают медленно, поскольку формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Дети испытывают сложности при мысленном разделении объекта на составные части, определении его свойств, сравнении двух и более объектов. Сложность вызывает выделение общих, схожих и различающихся характеристик объекта, обобщение объектов по разным признакам и т.п.

Практически всех детей с интеллектуальной недостаточностью характеризует низкая скорость мышления, вялость и слабость регуляции мыслительных процессов. Такие ученики обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

При переходе во второй класс наиболее усвоенным учащимися с интеллектуальной недостаточностью является сложение чисел первого десятка.

Выделим особенности усвоения приёмов письменных вычислений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью:

- большинство несколько раз прочитывают задание, многократно проговаривают про себя инструкцию, рассуждают вслух по ходу решения;

- учащиеся проявляют осторожность и нерешительность, желание получить подтверждение правильности своих действий и их одобрение;

- через 15 – 20 минут после начала работы у учеников проявляются признаки усталости, утомления – работоспособность резко падает, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений;

- дети часто допускают ошибки, связанные с трудностями переключения с выполнения одной операции на другую – по аналогии с предыдущим примером, а иногда и для облегчения вычислений, они заменяют одно арифметическое действие другим;

- нарушена обратимость мыслительного процесса (умножение - деление; сложение - вычитание);

- ориентация на второстепенные признаки числа (3 > 5, 4 > 7); графическое сходство цифр (3 – Е);

Типичной является ошибка учащихся при записи чисел в столбик, которая приводит к тому, что школьники складывают единицы с десятками.

Недостаточная концентрация внимания часто приводит к тому, что при записи примера дети ставят не тот знак. В результате происходит замена одного действия другим.

При выполнении действий сложения и вычитания школьники совершают действия только с одним из разрядов, а единицы другого разряда переписывают без изменений:

18 + 36 = 48

74 – 15 = 65

В этой связи для развития и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью разрабатываются специальные программные материалы, нацеленные на формирование у таких детей основных знаний, умений, навыков и представлений по учебным предметам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Бурлакова

Т.В., Целищева И.И. Совершенствование техники вычислений и работа над приемом письменного деления // Начальная школа плюс

До

и После. – 2010. - №11. – С. 50-53.

 

Ефимов В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 61-66.

 

3.Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с. (9.75 п. л.).- с.21 - 22

 

Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа. - 2011. – № 2. – С. 34–38.

 

Меджидова А.А.Г. Актуальность вычислительных умений и навыков младших школьников // Апробация. – 2013. - №2. – с. 87.

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×