Обобщение передового педагогического опыта
на тему
«Экологическое воспитание дошкольников» воспитателя Лариной И.Н.
Актуальность работы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы огромно: она встречает ребенка морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
В наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех эта проблема стала наиболее актуальна. И именно в детском саду ребенок должен научиться любить и охранять природу.
Таким образом, можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью проведения работы по формированию экологической культуры дошкольников и эффективностью используемых приёмов и методов при ознакомлении с окружающим.
Проблема: Отсутствие системы мероприятий, направленных на практическое закрепление полученных знаний.
Предмет исследования: сформированность экологической культуры у детей и их родителей.
Объект исследования: формирование экологической культуры участников образовательных отношений .
Я определила цель своей работы: воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Передо мной были поставлены следующие задачи:
Формирование адекватных экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и
неживой природы, к месту, в котором живешь
.
Мною были использованы следующие средства и методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, подвижные игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы, икт.
Формы работы с детьми:
О
ОД;
Наблюдения на прогулках
;
Экскурсии;
Экологические акции;
Трудовая
деятельность;
Исследовательская деятельность;
Экологические игры;
Праздники, развлечения, досуги;
Экологические сказки.
Проектная деятельность
В своей работе с детьми использую такую форму работы как проект.
Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность. Были разработаны такие проекты как: «Волшебница вода», «Берегите лес!», «Хлеб – всему голова» и др.
Дети вместе с педагогами и родителями участвовали в экологических викторинах, олимпиадах, конкурсах на интернет – порталах, где занимали призовые места. А также принимали участие в выставках и конкурсах на базе детского сада и района.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (мастер – классы, субботники и др.)
Достигнуты следующие результаты:
У детей сформировались четкие представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Расширили и обогатили знания о сезонных изменениях в природе.
Дети научились получать информацию о новом объекте в процессе его исследования, экспериментировать.
Готовый продукт деятельности: у детей появился интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Новизна. Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Работа направлена на воспитание гуманного отношения к окружающей природе и возможность использовать ее в других образовательных учреждениях.
Заключение.
Подводя итог работы, можно сказать, что система мероприятий эффективна, действительно способствует формированию экологической культуры всех участников образовательных отношений. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонны наблюдать, экспериментировать.
Работа над проектами, участие в экологических акциях, трудовая деятельность, наблюдения в природе, организация выставок позволила закрепить полученные детьми на занятиях знания.
Реализация на практике плана работы с родителями позволяет закрепить полученные детьми представления об экологической культуре, учит применять знания в повседневной жизни.
Таким образом, я уверена, что правильная организация работы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений поможет детям понять, что такое экология, какое место занимает в ней сам ребёнок, что он может сделать для сохранения окружающей среды.
Но также я уверена и в том, что без тесного контакта с родителями все усилия педагога по формированию экологической культуры у дошкольников будут ничтожны, так как главным примером для ребёнка служат родители.
Анализ используемой литературы:
Дыбина
, О.В., Ребёнок и окружающий мир. « Мозаика – Синтез», 2005.
Николаева, С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном во
зрасте. М., «Просвещение», 2005
Николаева, С.Н., Парциальная программа «Юный эколог», «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», М., 2016.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
« От рождения до школы» под редакцией
Вераксы
, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А.« Мозаика – Синтез», М., 2014.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат