Дата публикации:
17.09.2019
Автор:
Толстова Тамара Николаевна
Название работы:
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Работа:
Работа с текстом на уроках литературы и русского языка
ФГОС ООО предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.
Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного. Приводим пример обучения смысловому чтению на примере рассказа Ф. Искандера Дедушкин дом .
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 14
(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности.. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(З )Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе.
(7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим, зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.
(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11) Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(По Ф.Искандеру)
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) В детстве автор жил в горном селении на юге.
2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.
Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провёл детство.
Только став взрослым, автор понял, как дорого ему всё,что окружало его в детстве.
2. Какой)(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?
рассуждение и описание
повествование и рассуждение
повествование
все типы речи
3.Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямомзначении?
1) ограблен (в предложении 5)
2) очажный дым (в предложении 6)
шумело (в предложении 7)
4.Какое средство выразительности служит организующим началом втексте?
1) развёрнутые метафоры
2) эпитеты
3) инверсия
4) экспрессивный повтор, анафора
5.Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?
1)63)3
2)24)4
Из предложений 6—7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Из предложений 9—11 выпишите страдательное причастие.
Назовите часть речи, к которой принадлежит слово УВЕРЕННЕЙ(в предложении 6).
9.Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?
Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ТОЙ ТЯГИ!(предложение 1)...
Среди предложений 10—15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 1—6 найдите предложения с вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 11—15 найдите такое, которое соединяется спредыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номерэтого предложения.
Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное уступительное. Напишите номер этого предложения.
Скачать работу
ФГОС ООО предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.
Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного. Приводим пример обучения смысловому чтению на примере рассказа Ф. Искандера Дедушкин дом .
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 14
(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности.. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(З )Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе.
(7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим, зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.
(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11) Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(По Ф.Искандеру)
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) В детстве автор жил в горном селении на юге.
2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.
Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провёл детство.
Только став взрослым, автор понял, как дорого ему всё,что окружало его в детстве.
2. Какой)(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?
рассуждение и описание
повествование и рассуждение
повествование
все типы речи
3.Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямомзначении?
1) ограблен (в предложении 5)
2) очажный дым (в предложении 6)
шумело (в предложении 7)
4.Какое средство выразительности служит организующим началом втексте?
1) развёрнутые метафоры
2) эпитеты
3) инверсия
4) экспрессивный повтор, анафора
5.Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?
1)63)3
2)24)4
Из предложений 6—7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Из предложений 9—11 выпишите страдательное причастие.
Назовите часть речи, к которой принадлежит слово УВЕРЕННЕЙ(в предложении 6).
9.Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?
Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ТОЙ ТЯГИ!(предложение 1)...
Среди предложений 10—15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 1—6 найдите предложения с вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 11—15 найдите такое, которое соединяется спредыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номерэтого предложения.
Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное уступительное. Напишите номер этого предложения.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств