РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Каждому учителю хочется, чтобы его предмет стал для учеников самым любимым, интересным, запоминающимся, чтобы ребята увлечённо работали на уроке и осознанно усваивали материал. Известный отечественный психолог Н.Д. Левитов, утверждал, что успех в обучении зависит от активизации трёх основных «психологических компонентов усвоения»: положительного отношения учащихся к учению, чувственного ознакомления с материалом, а также взаимодействия процессов мышления и памяти. Все эти компоненты усвоения прекрасно реализуются на уроке благодаря организации работы с помощью интерактивной доски.
В данной статье представлены задания по основным темам изучения русского языка в среднем звене, позволяющие максимально использовать средства интерактивной доски. В 5 классе на уроках русского языка использую компьютерную анимацию. Например, при изучении темы «Значение приставок» на доске демонстрируются колбочки с различной жидкостью. Наблюдая, как переливается разноцветная жидкость из одной колбочки в другую, пятиклассники убеждаются, что каждая приставка имеет своё определённое значение, выполняет необходимую роль в образовании слова: Долить – залить Вылить – пролить Перелить – влить и т.д. Такой урок становится ярким, запоминающимся, учащиеся с лёгкостью усваивают теоретические сведения.
Тема «Склонение имён существительных» закрепляется с помощью игры «Пригласи друзей на ужин». Вверху слайда расположены три неподвижные картинки домиков, символизирующих 1, 2 и 3-е склонения, внизу – картинки с изображением различных животных (гусь, мышь, кошка, котёнок, заяц и др.). Дети по очереди перемещают картинки в нужный домик. Такой метод также окажется успешным при закреплении темы «Спряжение глаголов», «Самостоятельные и служебные части речи», «Действительные и страдательные причастия», «Прошедшее и настоящее время причастия», а также «Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова». Только используют при этом не картинки, а подвижные слова. Например, при изучении темы «Гласные и согласные звуки» предлагаю задание: все гласные звуки поместите в круг, а согласные в квадрат. Тему «Второстепенные члены предложения» можно закрепить, вынимая каждое слово из предложения и отправляя его в нужную корзину «Обстоятельство», «Дополнение», «Определение». Неподвижной останется только грамматическая основа предложения. Для экономии времени на уроке использую следующий приём: заранее печатаю на доске распространённое предложение, в котором дети маркером подчёркивают все члены предложения. Тема «Распространённые и нераспространённые предложения» также легко усваивается детьми с помощью подвижных слов. Например, в верхней части слайда помещаем простое нераспространённое предложение: «Пришла зима». В нижней части слайда располагаем слова: ранняя, зимняя, золотая, долгожданная, снова, в лес. Ребята, перемещая слова, создают распространённое предложение. Обязательно при этом проводим работу по развитию речи, так как не все предложенные слова уместно использовать в данном предложении.
При изучении темы «Фонетика» с помощью интерактивной доски можно объяснить роль фонемы. Например, дети очень любят составление метаграмм (образование нового слова с помощью замены одного звука). Предлагаю игру «Как из мамы сделать папу?» Мама – лама – лапа – папа сайка - чайка - байка – майка Составление анаграмм (новое слово, состоящее из всех букв данного) также способствует созданию положительной атмосферы в классе: Монета – немота – отмена Клоун – уклон – кулон Следующий приём необходим не только для того, чтобы показать смыслоразличительную функцию фонемы, но и для вырабатывания орфографической зоркости: П о с л а л – п о с т л а л В о ю – в о ю ю В ы с т о ю – в ы с т р о ю С е л – с ъ е л П о д е р ж а т ь – п о д д е р ж а т ь Л е ч ь – в л е ч ь Подвижными должны быть следующие буквы: т, ю, р, ъ, д, в. Ребята самостоятельно пододвигают букву к нужному слову и убеждаются, насколько нужно быть внимательным.
В 5 классе при изучении темы «Звуки и буквы. Алфавит» можно создать на уроке положительную эмоциональную атмосферу с помощью игр «Намёки» и «Наборщик». Игра «Намёки». Задание: отгадай слово. К + сумка (кенгуру) Ш + 1001 (Шахразада) С + Моцарт (Сальери) Б + Нос (Буратино) Все дети очень любят игру «Наборщик». Известно, что из слова «лекарство» можно образовать больше 200 слов. Положительные эмоции обеспечивают протекание целенаправленной деятельности школьников, а отрицательные, наоборот, часто снижают интерес к учению, что приводит к неуспеваемости и срыву в поведении.
Тему «Вводные слова» предлагаю изучить с помощью следующего приёма. Вверху печатаю предложения, например: «Это произошло тёмным зимним вечером…». Середину слайда занимают подвижные вводные слова: наверняка, к сожалению, к счастью, к удивлению и др. А в самом низу слайда расположены смайлики, демонстрирующие различные эмоции человека. Ребятам предлагается подставить нужное слово и подходящий смайлик, тем самым учащиеся усваивают значение вводных слов.
При изучении темы «Однородные члены предложения» печатаю на доске предложение: «Ребята на уроке не рисуют, пишут». Каждое слово делаю подвижным. Внизу располагаю союзы: и, а, но, однако и др. Учащиеся подставляют нужный союз, меняя при этом состав слова. Тему «Правописание сложных слов» закрепляем с помощью игры «Найди родственника». Земле / ройка Утко / нос Знаме / носец Земле / коп Волно / рез Овоще / вод Эти части слов печатаю на доске и делаю их подвижными, ребята находят правильный вариант. Этот приём является отличным средством развития речи учащихся. Такой же приём можно использовать при изучении темы «Дефисное и слитное написание слов с пол-, полу-»: Пол / луга Пол / озера Пол / дома Пол / года Пол / тарелки Пол / России При изучении темы «Лексика. Синонимы. Антонимы» предлагаю детям следующее задание: замените сочетания слов одним сложным словом: Почва, дающая хорошие урожаи. Сухой ветер. Тысяча лет. Ферма, на которой разводят птиц. Ответы печатаю рядом белым цветом, чтобы сразу не прочли: «чернозём», «суховей», «тысячелетие», «птицеферма». Для проверки ответов закрываю их синим квадратом, чтобы слова стали видны. Таким же образом, анализируем следующие слова: Честный работник Спокойный человек Счастливый исход. Задание: замените выделенные слова сложными прилагательными, близкими по смыслу. Ответы печатаю белым цветом: добросовестный, хладнокровный, благополучный. Следующее задание: прилагательные замените антонимами – сложными прилагательными: Близорукий человек Печатный текст Серьёзный человек Враждебное отношение Ответы закрыты «шторкой»: «дальнозоркий», «рукописный», «легкомысленный», «доброжелательный». Игру «Кто потерял Ь?» можно использовать при изучении темы «Правописание Ь после шипящих». Мягкий знак располагаем ниже на полянке среди цветов: Картеч.. Дич… Пастбищ.. Залеж... Училищ… Полчищ.. Водохранилищ.. Смерч… Тему «Правописание суффиксов –чик и –щик» в пятом классе можно закрепить с помощью игровой сказки «Куда пойти работать?». Однажды встретились глаголы: наладить, переводить, дрессировать, смазать, возить, разносить, сварить, точить, летать, перебегать, прогуливать, заказывать. У всех одна проблема: куда пойти работать – на фабрику «Суффикс –чик» или на завод «Суффикс –щик». Помогите глаголам найти ту работу, которая окажется им подходящей и сделает их счастливыми. Следующее задание можно использовать при изучении темы «Тире в неполном предложении», а также с целью обогащения речи учащихся пословицами и поговорками. Разбиваем пословицы на смысловые отрезки, предлагаем детям собрать их воедино, расставив при этом маркером тире: В словах стариков - …. , в поговорках - … Всё пространство на земле - …, и хорошее - … Дереву цена по плодам, человеку -… Храбрые познаются в битве, семья и дети - …, а друзья - … Счастье немыслимо без свободы, свобода – Слова для справок: мудрость, поучения, от солнца, от человека, по плодам, в беде, в несчастье, без долга и обязанности. Тема «Спряжение глаголов» нелегко даётся детям. Предлагаю следующий приём: к данным частям глаголов подберите нужное окончание (-ешь, -ишь): Стро… экзамену … Держ… ма… ся Пая.. обид… Высп .. ся забот… ся Тема «Гласная в суффиксе причастия» хорошо будет усвоена учащимися с помощью игры «Собери птенцов». Справа и слева на слайде изображены два гнезда, над которыми видна надпись: «От I спряжения» и «От II спряжения». Шестиклассники передвигают птенцов (причастия) в нужное гнездо: Веющий Клеящий Ненавидящий Терпящий Волнуемый Уважаемый Гонимый Видимый Тема «Буквы и - ы после приставок» закрепляется с помощью игры «Собери лепестки, чтобы получился цветок». Один цветок с тычинкой «Ы», а другой – «И»: От.. скать Без.. дейный Без .. нициативный От .. грать Под .. тожить Раз ..скать Сверх .. нтересный Сверх .. зысканный Меж .. издательский Подобный приём можно использовать при изучении темы «Гласные о – а в корнях с чередованием». Первый цветок называется «-гор-», другой - «-гар-», третий - «-кас-» и т.д. Лепестки подписаны словами с пропущенной буквой:
К .. снулся К .. сался Прик .. снулся Прик.. сновение Соприк.. сался К… сательная Заг.. рать Заг .. релый Сг .. реть
Тема «Чередование и – е в корне слова» запоминается с помощью игры «Помоги убрать игрушки». Два мальчика, немного пошалив, перемешали все свои кубики из разных конструкторов «И», «Е». Помогите собрать кубики в разные коробки: Соб .. рать Соб .. ру Бл .. стать Зам .. рать Обж .. гать Ст.. реть Заст .. лить Выб .. рется
Таким образом, использование специальных средств интерактивной доски позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формирует положительное отношение ученика к процессу деятельности, поощряет его стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, мобилизует нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядностью, тем эффективнее будет её влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Учитель, стремящийся, чтобы его предмет стал для учащихся любимым, интересным и необходимым в жизни, будет развивать в каждом ученике познавательную активность, используя при этом всё разнообразие современных средств
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат