Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №88 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара.
Психолого-педагогические условия формирования полоролевого поведения детей 6-7 лет через сюжетно-ролевые игры семейно-бытовой тематикой.
Составила:
Носкова Галина Ивановна –
воспитатель высшей категории
г. Сыктывкар 2019 г.
Введение
Серьезные изменения характера взаимодействия мужчин и женщин, смешение женских и мужских социальных ролей, обусловливая во многом проявления феминизации и маскулинности, актуализируют необходимость формирования полоролевого поведения старших дошкольников. Актуальность формирования представлений о полоролевом поведении у дошкольников на социально - педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой полоадекватной личности. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольной образовательной организации – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков полоролевое поведение формируется без участия мужчин.
Отечественную педагогику на протяжении длительного времени отличала «бесполость», т. е. одинаковый, унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные программы и технологии не учитывали психологических различий мальчиков и девочек, не были ориентированы на дифферинсацию целей, задач, методов воспитания представителей разного пола. В последние десятилетия положение существенно изменилось. Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе такую важную характеристику, как пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами-практиками.
Вместе с тем исследования показали, что большинство современных педагогов, признавая необходимость дифференцированного (гендерного) подхода в воспитании детей разного пола, не обладают теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для реализации гендерного подхода в педагогической практике. Эффективно реализовать гендерный подход в воспитании и обучении, решать задачи воспитания и обучения с учетом пола детей способен педагог, обладающий гендерной компетентностью. Гендерная компетенция предполагает сформированность у педагога – понимания предназначения мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений. Важной для педагога является способность критического анализа своей профессиональной деятельности как представителя определенного гендера, если сам воспитатель не обладает полоролевой и игровой компетентностью,
то формирование полоролегого поведения в сюжетно-ролевых играх воспитанников будет безрезультатным.
Старший дошкольный возраст, а именно период развития детей 6-7 лет, является благоприятным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения. Для реализации данной задачи по формированию полоролевого поведения детей 6-7 лет, необходимо создать определенные педагогические условия, а именно:
1. Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, где формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу, а так же отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Именно в игре происходит усвоение детьми полоролевого поведения, поэтому необходимо обращать внимание:
на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери, а мальчики – мужчины – отца.
на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков
представляется возможность
проиграть мужскую модель поведения.
Неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры в дошкольном возрасте может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно, без всякого руководства со стороны взрослых, может открыть общественные отношения людей, общественный смысл их деятельности. При умелом руководстве педагога игры мальчиков и девочек могут пересечься, и тогда наступает момент общения. Находясь в окружении взрослых людей, дети старшего дошкольного возраста неосознанно усваивают то, что женщине свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, терпимость, нерешительность. А мужчине, наоборот - резкость, решительность, азартность, сила, и т.д. Правильное руководство играми детей со стороны педагогов, позволяет судить о формировании конкретного понимания мужских и женских социальных ролей.
Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что правильная подборка сюжетно-ролевых игр, и руководство игр взрослыми дает нам шанс на формирование правильного полоролевого поведения детей 6-7 лет, а так же поможет ребенку различать какие обязанности есть у женщин, а какие у мужчин и правильно расставлять приоритеты в выборе игрушек и правильно подбирать игру.
2 Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей. Отношения родителей служат для ребенка моделью взаимоотношения полов: сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Для дочери образцом поведения служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.
Работа педагога должна быть ориентирована на просветительскую деятельность родителей для формирования полоролевого поведения.
3. Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Для успешной реализации проблемы необходимо все эти условия создавать педагогу. Организовывать центры для девочек, где могли бы себя реализовать в роли матери и другие роли женских профессий. А мальчикам необходимо много пространства уделять для таких ролей, как роль военного, для роли отца - строителя, водителя. Но и во внимание брать и современные роли: папа - банкир, программист, конструктор, геолог и тд. И самая сложная задача - повысить компетентность родителей в вопросах полоролевого воспитания детей. Профессиональная деятельность педагога может быть по - настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками в воспитании детей.
Таким образом, выполнение указанных педагогических условий обеспечит становление полоадекватной личности ребенка. Под полоадекватной личностью понимаем личность, поведение которой соответствует социально принятым эталонам поведения мужчин и женщин в обществе, в соответствии с полом, способной к полному взаимодействию с окружающей средой, представителями своего и противоположного пола.
Литература:
1.Градусова, Л. В «Гендерная педагогика» учебное пособие, Москва издательство «Флинта», издательство «Наука», 2011г. с.165-240
2.Градусова, Л. В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
3. Деркунская В.А. Как и во что играют мальчики и девочки 6-7 лет / В. А. Деркунская – 2008. – № 7. – с. 11-14.
4. Коломийченко Л. В. «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста»,
5 Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ (Программа управления процессом полоролевого воспитания), учебно-практическое пособие. Центр педагогичекского образования, Москва 2007 г.
6. Татаринцева, Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа [Текст] / Н.Е. Татаринцева. -Ростов н/Д: РГПУ, 2002. -59 с.
7. Харчевникова, А. Н. «Сюжетно-ролевая игра для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат