Тема: Создание условий для развития коммуникативно-языковой личности в рамках ФГОС
«Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю»
В. А. Сухомлинский
Актуальность педагогического опыта. В условиях динамичного развития современного российского общества система образования должна быть направлена на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного общества. Процесс гуманитаризации современного образования обусловил повышенный интерес к проблеме становления языковой личности, характерными чертами которой являются: умение вести беседу, раскованность мыслей, логичность, сообразительность, гибкость мышления, красноречие, способность к генерации идей и т.д.. Это личность высокой речевой и коммуникативной культуры.
Для создания такой личности мною был разработан элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка».
Цели и задачи. Курс позволяет достичь уверенного владения основными жанрами делового стиля в сферах как письменного, так и устного общения, при этом повышая общий уровень языковой культуры отдельной конкретной личности и способствуя формированию культуры позитивного и продуктивного делового взаимодействия, осуществляющегося на базе русского языка.
Усиливая профориентационную направленность программы, учащиеся составляют траекторию не только дальнейшего своего обучения, но и карьерного роста (портфолио), обучаются способам и средствам самопознания, профессионального самоопределения.
В центре моей методической системы – коммуникативно-деятельностный подход, т.е. вовлечение детей в активную коммуникативно - творческую деятельность, проявление желания участвовать в общей деятельности. В процессе достижения цели я решаю следующие педагогические задачи:
1. Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
2. Создание условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка.
3. Создание условий для развития творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика, дать возможность проявить себя.
4. Формирование и развитие регулятивных действий: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
5. Формирование высокого уровеня учебной мотивации, способствовать достижению учащимися метапредметных результатов.
Ведущие идеи опыта. Значимым аспектом курса является интеграция учебной и внеклассной деятельности. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через органическую, реальную связь общего и дополнительного образования дать ученикам представление об единстве окружающего нас мира на основе взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости. Для ее реализации проводятся заседания клуба старшеклассников «Мир профессий». Пример этому интегрированное занятие «Деловой русский в профессии инженера-физика». На этом занятии, кроме знакомства с особенностями профессиональной деятельности, учащиеся имеют возможность смоделировать жизненную ситуацию для использования знаний делового стиля русского языка (написание резюме, создание текстов деловой беседы с работодателем по телефону и при личной встрече). Курс позволяет достичь уверенного владения основными жанрами делового стиля в сферах как письменного, так и устного общения, при этом повышая общий уровень языковой культуры отдельной конкретной личности и способствуя формированию культуры позитивного и продуктивного делового взаимодействия, осуществляющегося на базе русского языка. Для учащихся создаются условия профессиональных проб по
5 модулям: «Человек - Человек», «Человек – Художественный образ», «Человек – Техника», «Человек – Знаковая система», «Человек - Природа». Таким образом, изучая программу элективного курса « Официально – делового стиля русского языка в рамках заседания клуба старшеклассников», учащиеся при планировании своей индивидуальной образовательной траектории, получили уникальную возможность для формирования не только коммуникативных навыков в сфере делового и повседневного общения, но и профессионального самоопределения, об образе своего «Я», о мире профессий, о рынке труда.
В основе курса лежит использование блочно – модульной системы и технологии проблемного обучения: сочетание традиционных (репродуктивных) и активных форм обучения (семинар с элементами дискуссии, проблемный диалог, решение проблемных профессиональных задач и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала (конспектирование, разработка и составление логических схем, алгоритмов, словарей, работа в Интернет, составление резюме, самоанализа и т д.).
Применение на каждом учебном этапе приемов подводящего и побуждающего диалогов для создания проблемной ситуации (при написании резюме, выборе профессии и т.д.) приводит к усилению коммуникативно – речевого компонента занятий.
Для научной организации труда, как учащихся, так и самого учителя необходимым условием является использование в работе методических папок с памятками, приемами, алгоритмами:
- работы с резюме,
-постановки вопросов,
- работы с терминами, понятиями,
- использованию речевых конструкций, в составлении которых школьники принимали непосредственное участие.
В ходе занятий проанализировать выступления участников диалога, спора можно по следующим параметрам:
- как проявляются коммуникативные намерения говорящего (голос, интонация, жесты, мимика, слова и выражения, характеризующие говорящего);
- как построены высказывания (виды аргументов, способ доказательства, речевые средства выражения согласия и возражения) и т.д.
Результативность опыта. На протяжении ряда лет программа была успешно апробирована и пользуется популярностью среди учащихся школ города в условиях сетевого взаимодействия. Методическая эффективность интегрированной технологии обучения нашла подтверждение в повышении коммуникативных компетентностей и речевой грамотности, о чем говорят результаты ЕГЭ, высокий процент поступающих в ВУЗы. Однако лакмусом - индикатором результативности курса считаю сформированные у учащихся навыки составления портфолио – делового документа, который помог моим выпускникам с выбором будущей профессии.
Уникальность программы состоит в том, что интегрировать ее содержание возможно с любой предметной областью и профессиональной сферой, сохраняя ее структуру и механизм.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат