Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ
Аннотация.
Для современного этапа формирования системы образования типичны поиск и реализация новейших методик обучения и воспитания детей. При этом в качестве важнейшего применяется деятельностный подход к личности ребёнка. Одним из видов детской деятельности, применяемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Ключевые слова: методика обучения, воспитание детей, экспериментирование, деятельностный подход, познавательная активность.
Формирование познавательной активности дошкольников считается одной с важных вопросов педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для детей дошкольного возраста свойственна повышенная заинтересованность ко всему, то, что совершается вокруг.
Каждый день дошкольники узнают все новые предметы, стараются
узнать не только их названия, но также черты сходства и отличия и задумываются над простыми причинами наблюдаемых явлений [2, с. 64].
Процесс познания движется с двух сторон: с одной – организуется взрослым о настоящем обществе также обществе деятельности взрослого, а с другой – проходит интенсивное самопознание с помощью практико-экспериментальной деятельности. Данное приводит к развитию двух взаимозависимых систем познаний: системы общих взглядов и системы систематизированных познаний. Обе они обладают огромное значение для интеллектуальной культуры человека: в первой установлен уровень современного образования дошкольника, во второй отражается индивидуальный опыт, приобретаемый им без помощи других изучение находящейся вокруг реальности.
В современный период реформирования дошкольного образования особое значение приобретает исследование проблем развития экспериментальной деятельности и влияние ее на развитие познавательного интереса дошкольника, которая признается учеными в области педагогики и психологии (Л.А.Венгер, Б.Г. Ананьев, В. Кильпатрик, А.Н. Поддьяков). [3, с. 64]
Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155, основанный на Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» представляет целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться, организуя педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. [1]
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается любознательностью, активностью, развитием познавательного интереса и рядом других качеств. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Рассмотрим ее основные элементы с точки зрения А.Н. Леонтьева:
побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели);
предмет деятельности;
соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления.
[4, с. 144
]
Таким образом, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Однако необходимо понимать, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношения – вторичны. У детей все наоборот: отношения первичны, а информация – вторична.
На протяжении всего дошкольного детства ребенок осваивает четыре основных сферы, которые его окружают: природа, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни, явления собственной жизни и деятельность.
В условиях реализации ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли многие изменения, коснулось это и детского экспериментирования. Сегодня это направление в работе дошкольного педагога приобретает особое значение, поскольку отвечает одной из важнейших задач Стандарта - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. [5, с. 36]
Детское экспериментирование способствует полноценному проживанию и амплификации (обогащению) дошкольного детства, позволяет индивидуализировать педагогический процесс, погружает ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы. Эта деятельность имеет специфическую форму, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка. А ведь это ключевые моменты в работе с дошкольниками, с точки зрения ФГОС ДО.
Рассмотрим метод экспериментирования через призму образовательных областей ФГОС ДО. В процессе совместной деятельности дети развивают навыки общения и взаимодействия с окружающими – ведь для удачного эксперимента нужно всем договориться о предстоящей работе, распределить обязанности и т.д. Появляется условия для формирования позитивной установки к различным видам труда и совместного творчества (область социально – личностного развития). Ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и пополняет объем интеллектуальных приемов.
Необходимость рассказать окружающим о своем новом опыте, об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует у ребенка развитие речи (область речевого развития).
Опыты и эксперименты предполагают реализацию самостоятельной творческой деятельности детей - изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.. Дети совершенствуют такие физически качества, как координацию и согласованность движений, развивают крупную и мелкую моторику, проявляют саморегуляцию в двигательной сфере.
Таким образом, детское экспериментирование может включаться и интегрироваться со всеми образовательными областями (по ФГОС ДО), помогая решить педагогические задачи, поставленные воспитателем.
Эта деятельность очень любима детьми, ребята оживленно откликаются на предложение воспитателя заняться этим делом, что способствует их эмоциональному благополучию, создаются условия для развивающего образования, расширяется зона ближайшего и актуального развития, что рекомендует педагогам Стандарт.
Направления педагогической деятельности носят разносторонний характер, что определяет и Стандарт:
работа с детьми (самостоятельная и совместная деятельность, образовательная деятельность, событийность);
работа с родителями (консультации, рекомендации, собрания, фотовыставки, адресная педагогическая помощь):
создание предметно - развивающей среды.
[7, с. 38
]
Особое значение детское экспериментирование приобретает при установлении взаимосвязей полученных знаний и умений с закреплением в повседневной жизни: дети умываются – различают температурные свойства воды, понимают необходимость гигиенических процедур для своего здоровья; ребята гуляют на улице – знакомятся с характерными особенностями времен года, явлений живой и неживой природы, учатся определять и устанавливать взаимосвязи этих явлений и роли человека в этом процессе, у детей развивается наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, рассуждать и доказывать.
Работа в этом направлении соответствует требованиям ФГОС ДО, поскольку реализуется по принципу индивидуально-дифференцированного подхода к детям, последовательности и постепенности «от простого к сложному», с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка. Сначала даются элементарные представления об объекте наблюдения или экспериментирования. Дети старшего возраста любознательны, у них возникает масса вопросов, возрастает потребность получить ответ, появляется возможность погружения детей в проблемные ситуации, ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, поиска путей решения проблемы и верного ответа. Здесь очень важно увидеть и подхватить детскую инициативу, интерес к проблеме и путём методов опытов и экспериментов подвести к познанию нового, неизведанного, непознанного. [8, с. 96]
Благодаря накоплению личного опыта с помощью наглядных, словесных и практико-ориентированных методов работы, действия ребенка становятся целенаправленными и обдуманными. Например, дети довольно легко ориентируются в закономерностях явлений живой и неживой природы в определенное время года, а использование опытов и экспериментов, наблюдений и сравнений позволяют детям еще глубже познать причины тех или иных явлений. Использование экспериментов, наблюдений и сравнений позволяют детям глубже познать причины: выпадения зимой снега, а не дождя, отсутствие многих представителей флоры и фауны, ношение людьми теплой одежды и т.д. [6, с. 49]
Таким образом, подводя своеобразный итог в рассмотрении детского экспериментирования как способа познавательного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО, можно предположить о эффективности этого направления педагогической деятельности на современном этапе развития дошкольного образования. И я думаю, что этот далеко не новый способ познавательного развития ребенка отвечает современным требованиям Стандарта.
Однако необходимо сказать о трудностях и проблемах педагогов в этом направлении:
недостаточность методической литературы, пособий по обозначенной тематике;
трудности вовлечения некоторых родителей в образовательный процесс, готовность их принимать участие в предполагаемой деятельности;
сложности при обновлении и пополнении предметно – развивающей среды (многие материалы имеют высокую стоимость, быстро расходуются, нуждаются в особых условиях хранения);
включение детей с особыми образовательными потребностями в эту деятельность (кратковременное пребывание детей ОВЗ в группе не дает им возможности полноценно включаться в эту деятельность в течение дня);
участие узких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по
ИЗО
, педагог - психолог) для расширения поля деятельности в работе этого направления, предполагается разработка и реализация совместных проектов всего педагогического коллектива.
Список литературы
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6.
Буханова
Н.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно -
исследовательской деятельности / Н. Н.
Буханова
// Научная статья. - 2016. - № 3(8). - С. 295-297.
Лесунова
В.В. Развитие познавательно активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность / В. В.
Лесунова
, О. Н.
Пособчук
, Т. В.
Чехлыстова
// Научная статья. - 2016. - № 4 -5(8). - С. 124- 125.
Марудова
Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб
.:
ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. С.3-7.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост.
Н.В.Нищева
. – СПб
.:
ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 320 с.
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб
.:
ООО Издательство «Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
Шашерина
, Р.В. Педагогический опыт: теория, методика, практика / Р. В.
Шашерина
// Научная статья. -2016. - №1(6). - С. 68-70.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат