Дата публикации:
01.10.2019
Автор:
Астраханцева Елена Александровна
Название работы:
"Уроки истории как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности"
Работа:
Уроки истории как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Астраханцева Е. А.
г. Черногорск
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это одна из первостепенных задач современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учениками. Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
По данным психологов, именно школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников.
Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно – нравственного воспитания детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно – нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большей психологической устойчивостью.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. И в этом контексте, именно сегодня, учебному предмету "история", отводится особая роль – воспитать духовно-нравственную личность, обладающую высокой степенью осознания себя гражданином России. Такая личность понимает взаимосвязь каждого человека со всеобщими нравственными ценностям и духовными законами.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Задача исторического образования - вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.
Учебный предмет История России имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. При этом, внеурочная деятельность по предмету является катализатором в развитии ключевых компетенций учащихся. Участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участие в дискуссиях, работа в группах, способствуют выражению собственной позиции.
Так, на протяжении нескольких лет учащиеся "ООШ №6" - филиала МБОУ "СОШ №7 им. П. А. Рубанова" присоединяются к Всероссийским акциям "Георгиевская ленточка", "Бессмертный полк", "Марш красных гвоздик" и др. При реализации общешкольных и личных проектов ребята с большим желанием работают с материалами школьного музейного уголка.
Таким образом, на уроках истории происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся, определяются основные векторы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Литература:
1 А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Л. В. Управителева Классные часы в начальной школе.
3. А. Н. Блинова Духовно- нравственное воспитание на уроках истории
Скачать работу
Астраханцева Е. А.
г. Черногорск
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это одна из первостепенных задач современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учениками. Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
По данным психологов, именно школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников.
Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно – нравственного воспитания детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно – нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большей психологической устойчивостью.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. И в этом контексте, именно сегодня, учебному предмету "история", отводится особая роль – воспитать духовно-нравственную личность, обладающую высокой степенью осознания себя гражданином России. Такая личность понимает взаимосвязь каждого человека со всеобщими нравственными ценностям и духовными законами.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Задача исторического образования - вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.
Учебный предмет История России имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. При этом, внеурочная деятельность по предмету является катализатором в развитии ключевых компетенций учащихся. Участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участие в дискуссиях, работа в группах, способствуют выражению собственной позиции.
Так, на протяжении нескольких лет учащиеся "ООШ №6" - филиала МБОУ "СОШ №7 им. П. А. Рубанова" присоединяются к Всероссийским акциям "Георгиевская ленточка", "Бессмертный полк", "Марш красных гвоздик" и др. При реализации общешкольных и личных проектов ребята с большим желанием работают с материалами школьного музейного уголка.
Таким образом, на уроках истории происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся, определяются основные векторы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Литература:
1 А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Л. В. Управителева Классные часы в начальной школе.
3. А. Н. Блинова Духовно- нравственное воспитание на уроках истории
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств