Формирование УУД на уроках физической культуры.
Главной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий – способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Формирование личностных УУД.
Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:
– сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня и выработка самооценки, умения ребёнка фиксировать свои изменения и понимать их (в личных тетрадях по предмету, фиксировать данные уровня развития физических качеств; учить понимать значение результатов, анализировать динамику изменений, планировать, исходя из этого физкультурную деятельность)
– создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недалёком прошлом.
Создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации с помощью:
– постановки задачи, которую можно решить лишь при изучении темы,
– сомнение в достаточности материала, подтверждающего практическую значимость предлагаемой темы,
– использования исторического ракурса в решении данной проблемы.
На операционально-познавательном этапе поддержание и создание мотивации к учебной деятельности учить:
– пониманию информации лично для себя,
– осознанию связей между целью и задачами урока, основными задачами и частными,
– самостоятельной постановке целей,
– организации деятельности по достижению цели,
– адекватно оценивать свои трудности и собственные возможности.
2. Типовые задачи по формированию регулятивных УУД.
Формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура, пожалуй, как никакой другой нацелен на познание человека во всей его целостности. Рассмотрение содержания предмета в контексте становления физической культуры личности, инициирует формирование регулятивных УУД.
Умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности, устраняют «двигательное натаскивание», «дрессировку» в учебном процессе по физической культуре.
3. Типовые задачи по формированию познавательных УУД.
Общеучебные УУД:
1) Самостоятельное выделение и формулировка учебной цели.
2) Поиск и выделение необходимой информации: постоянный показ того, что теория физической культуры находится на стыке многих наук.
3) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
4) Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Учить:
– пониманию сути двигательного действия;
– учитывать личностные характеристики и показатели (от физиологических до психологических, личностных характеристик);
– находить наиболее эффективные способы решения двигательной задачи.
5) Рефлексия способов, условий, результатов деятельности.
Учить:
– на уроке физической культуры, требуется рефлексия во всём.
Логические УУД:
1) Анализ объектов с целью выделения признаков:
– обучение технике двигательного действия по частям;
– развитие физических качеств с выделением отдельных;
– обучение тактическим действиям.
2) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации:
– учить сравнивать физические упражнения по критериям;
– учить сравнивать различия техники одного и того же упражнения;
– учить сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач.
3) установление причинно-следственных связей:
– строить всю физкультурную деятельность так, чтобы установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование и т. п. не были чуждыми непонятными действиями в учебном процессе по физической культуре;
– отменить вреднейший лозунг «на урок физической культуры школьники пришли двигаться, а не рассуждать»;
– стимулировать и поощрять вопросы учащихся.
4. Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД.
Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности:
– комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами:
– учить не только показывать двигательное действие, но и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.
– учить аргументировать свою позицию.
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:
– создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему;
– учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения.
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
– учить работе в группах, парах, соперничающих командах;
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:
– создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности;
– построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные моменты соревновательной деятельности.
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности:
– проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний;
– поощрение попыток делать обобщения и выводы;
– стимулирование к вскрытию причинно-следственных связей, построению доказательств.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат